Собственно говоря, я имел в виду, что изначально это авиационная конструкция. Как-то давно, попав в музей Вадима Задорожного, я обалдел, увидав авиационный мотор со снятыми крышками. Если бы не вывод под привод винта и не измененный слегка механизм передач, то один в один незабвенный В-54П, каковой мы на военной кафедре изучали, он же В-2 в молодости: тот же V12, те же головки с двумя распредвалами и четырьмя клапанами на цилиндр. Давно уже меня мучил интерес, а как так получилось, что автомобильный дизель КОДЖУ мы до ума так и не довели, а тут ниоткуда такое чудо техники и сразу массовое... Короче, в самом начале 30-х годов прошлого века была куплена лицензия на производство авиационных моторов Hispano-Suiza HS 12 в бензиновом и дизельном вариантах. Из бензиновой версии вырос мотор М-100, позже выпускавшийся в версиях ВК-105 и ВК-107 по имени конструктора В. Я. Климова, который их адаптировал и модернизировал в наших условиях. Эти моторы стояли на всех наших самолетах раннего периода войны, истребители отличались характерным остроносым силуэтом. Уже в середине войны конструктор Лавочкин переработал свой истребитель ЛаГГ-3 под установку звездообразного мотора М-82 (позже АШ-82) конструкции А. Д. Швецова, и получился Ла-5 и его поздние модификации. Эти же моторы ставились и на бомбардировщики Пе-2 и Ту-2. Моторы Климова ставились на прочие наши самолеты.
А вот что касаемо дизельной версии, тут ситуация сложилась иначе. Хоть дизеля эти и считались высокооборотными, но номинальная частота вращения коленвала в 1750 об/мин была недостаточна для истребительной авиации. К тому же истребители действовали в бою в режиме переменных нагрузок со сменой частоты вращения винта, что дизеля не могли обеспечить. А вот работа в длительном режиме с постоянной нагрузкой, кроме форсажа на взлете, была для дизеля в самый раз. Кроме того, возникала сложность со снабжением топливом в полевых условиях. Короче говоря, дизельные версии нашли применение в дальней авиации, которая базировалась вдалеке от линии фронта. Их ставили на дальние бомбардировщики Пе-8 и гораздо менее известные Ер-2, у которых дальность полета составляла 5500 км, гораздо больше, чем у основного самолета АДД Ил-4. Но Ер-2 было относительно немного. К тому же дизельный мотор оказался весьма чувствительным к разрежению воздуха при работе на больших высотах, что заставило постепенно отказаться от его применения в авиации.
А вот на танках дизельный мотор вполне прижился благодаря меньшей пожароопасности в сравнении с бензиновым мотором М-17 той же компоновки. Сначала их ставили на часть БТ-7, затем на КВ и Т-34, ну а далее, как говорится, везде. В-54П, который я упомянул - это безнаддувная версия В-2, стоявшая на ПТС (Плавающий Транспортер Средний) , которым нас и обучали.
Конечно, в Википедии написано, что В-2 - это копия мотора БМВ, но особо верить этому не стоит.