Очень понравилось у Мятиева.
http://www.old-velo.ru/museum.shtml "Как-то осенью 92-го года на трамвайной остановке я совершенно случайно познакомился с одним интереснейшим дедом, рассказавшим мне историю, с которой началась одна из самых увлекательных моих поисковых операций. Дед был ровесником века, но сохранил в свои 92 ясность ума и великолепную память, а также юношескую непоседливость. Жизнь бросала его по всей стране, он воевал на пяти войнах, получив боевое крещение еще в 1916 году и выйдя в отставку уже после смерти «отца всех народов» полковником. Так вот, мой собеседник, узнав о моей страсти и покопавшись в памяти, выдал мне рассказ об одном русском офицере, с котором он был дружен, будучи молодым солдатом в памятном 1917 году. Офицера звали Григорий, фамилия, увы, рассказчиком позабылась. До Первой мировой войны Григорий учился в Петербургском университете и увлекался велосипедным и коньковым спортом и охотой. Неоднократно участвовал в гонках, был членом Петербургского общества велосипедистов-любителей, ездил на велосипеде марки "Россия". В 1914 году пошел на фронт добровольцем, воевал славно, получил несколько наград. В 1917-м, приехав к родителям в маленькое дворянское имение под Оршей, закопал в пристройке-леднике памятные для себя вещи, которые не имел возможности вывезти, в том числе свой велосипед. Годом позже он погиб, участвуя в составе Добровольческой армии в штурме Екатеринодара.
Из рассказа следовало, что мой собеседник в 1918 году и сам воевал в Белой армии, но на мой с подковыркой заданный вопрос, как же это он ухитрился уцелеть в ходе чисток и репрессий да еще и сделать карьеру в Красной армии, дед довольно мрачно заметил, что, мол, всякое в жизни видывал, и свернул разговор. Однако, мой информатор вполне уверенно назвал село, возле которого располагалось имение, после чего я побежал домой, надеясь найти его на карте. Спустя сутки, бросив на произвол судьбы занятия в институте, я запихивал свой велосипед на третью полку плацкартного вагона. Конечно, я понимал, что мои шансы найти велосипед "Россия", который для меня тогда был пределом мечтаний не более, чем один к ста. На следующий день я стоял под дождем на станции Орша и пытался сориентироваться по дрянной карте неизвестного масштаба. Намотав на колеса велосипеда больше 50 километров, я таки попал туда, куда стремился...
В ходе опроса местных жителей выяснилось, что усадьба была разрушена еще во время войны, а пристройку снесли недавно, лет пять назад. Я совсем упал духом, однако задал вопрос, не было ли чего необычного, когда ломали пристройку. Тут же мне с готовностью ответили: "Как же не было, клад нашли!" По поводу содержимого клада никто толком сказать мне ничего не мог, посоветовали обратиться к бригадиру экскаваторщиков. Еще день поисков, сомнений, мучений - и вдруг вполне "компетентный" ответ: "Разве это клад, пяток ружей красивых, но ни на что не годных, да велосипед ржавый". - "А велосипед-то где?" - "В бурьяне лежит, иди да бери". Я с трудом поверил в свою удачу. Так в коллекции появился велосипед первой русской велосипедной фабрики "Россия".