Тоже долго думал на эту тему...
Согласно Отчету об испытаниях мотоциклов 1940г было испытано 11 мотоциклов зарубежных марок и 9 отечественных, т.е. всего 20 машин.
Следует отметить, что большинство испытанных зарубежных мотоциклов были производства Германии: 9 штук , и лишь два произведены в других странах: американский Харлей Девидсон YX-1300 и польский «Сокол» (Sokół 1000 - копия Индиана). По фотографиям видно, что все участвующие в испытаниях машины новые – «с завода», при этом как-то сложно себе представить, что все эти машины «были тайком вывезены через третьи страны».
Позволю сделать обоснованное утверждение, что все эти мотоциклы были официально приобретены на средства СССР и легально привезены для испытаний.
Таким образом, все эти мотоциклы, включая BMW R-71 1938г были легально закуплены в Германии. Причем закупленный и испытанный R-71 1938г, достаточно редкой модификации с вынесенной на правую сторону бензобака дублированной ручкой переключения скоростей (см. фото) и коляской в виде лодки, отличается от того, который послужил прототипом для производства М-72. Вырисовывается следующая картина: после успешных испытаний потребовалось приобрести несколько экземпляров для начала производства, однако поскольку уже выпускалась более новая модификация, то ее и закупили. Об этом же упоминается в воспоминаниях Б.В. Зефирова:
«..И.П. Дюмулен кратко охарактеризовал каждый мотоцикл. Его спросили: «На каких мо¬тоциклах наступает германская армия?» Он указал на BMW R-71. «В таком случае, - заявил военный, с ромбами в петлицах и золо¬тыми шевронами на рукавах, - нам нужен такой же». Руководст¬во страны решило срочно организовать серийное производство точной копии мотоцикла BMW R-71. Для воплощения замысла в СССР привезли пять экземпляров мотоцикла BMW R-71 и один комплект чертежей этой модели…»
Почему в качестве прототипа был выбран R-71 а не R-12, стоящий на вооружении Германии? Точные данные об этом отсутствуют, остаются лишь предположения. Примечательно, что R-12 даже не участвовал в испытаниях 1940 года. По каталогам БМВ в 1937г R12 стоил 1630 RM (Рейхсмарок), а R71 1938 года стоил 1595 RM. Кроме этого R71 был мощнее (22 л.с против 18 л.с. у R12) технологичнее в производстве и легче по массе, и что немаловажно для плохих дорог – имел подрессоренную заднюю подвеску..
Мало кто знает, что в довоенном и военном СССР промышленность испытывала «прессовый» голод – т.к. свои прессы у нас не производились, импорт же приобретался за золото. Частично удалось насытить промышленность прессовым оборудованием лишь после войны – когда по репарации свозили прессы с территории Германии, Чехии, Польши. Рама же R12 была штампованной, что для массового производства требовало не одного мощного штампа, которых просто не было. Похожая ситуация в то время наблюдалась и в других отраслях машиностроения – например в танковой – на всю страну было лишь несколько станков для нарезания погона (посадочного места вращающейся башни), что частично было решено поставками оборудования из США.
Кроме этого, отказ от штампованной рамы позволил снизить массу конструкции и сделать ее значительно жестче на кручение. Судя по всему, трудоемкие и соответственно дорогие в производстве элементы трубчатой рамы и оттолкнули заказчиков Вермахта от дальнейшего производства R71 в пользу бюджетного R12 (хотя среди немецкой военной колесной и гусеничной техники большинство как раз обратных примеров применения более современной, но и более трудоемкой технологии). В СССР же, при налаживании производства с нуля, решили, видимо, копировать более современную модель для будущего ее совершенствования и длительного производства.