Часть 2. Собственно история покупки.
Сначала немного предыстории. Первый раз вживую я увидел классический автомобиль в возрасте 8-10 лет – за давностью лет я даже не могу точно сказать, что это был за олдтаймер – скорее всего ГАЗ М-1. Эта встреча произвела на меня неизгладимое впечатление, сопровождавшее меня всю дальнейшую жизнь. Школа, институт, армия, опять институт, семья, первый ребенок, первый автомобиль – ВАЗ 21013, который был крайне нужен по работе. Эта «тринадцатая», которую необходимо было постоянно чинить (20 литров тосола и комплект шаровых всегда лежали в багажнике), и привела к тому, что я стал заниматься автомобилями «Жигули». Вместе с приятелем мы покупали старые машины, ремонтировали двигатели в СТО в Текстильщиках, ходовую и кузов делали сами, красили в гараже и продавали готовые «рабочие лошадки» всем желающим через газету «Из рук в руки». А потом я решил таки осуществить детскую мечту – и купил у Ростислава Егорова развалины BMW 321. ВАЗы были заброшены, я влился в коллектив автостарьёвщиков, все силы и средства уходили в реставрацию и закупку очередных машин, и конца этому процессу не было видно. Это были блуждания в темноте, безуспешные попытки организовать рынок по продаже олдтаймеров и заказов по реставрации. Несколько проектов было сделано: алая BMW-321, которая участвовала в Московском международном салоне, зеленый 320 Mercedes Benz, опубликованный потом в журнале «Автопилот». Но к этому моменту сил уже не осталось – я «вылечился» и ушёл работать в обычный западный корпоративный бизнес. Так спокойно прошло 25 лет – и внезапно, после многих лет ремиссии, случился рецидив старой болезни. Правда, в этот раз внешние и внутренние обстоятельства были совершенно другие – и семейные, и финансовые и, даже, «территориальные».
Короче говоря, я решил купить себе классический автомобиль – но, не повторяя свои прежние ошибки, то есть я не торопился. Первое, с чего я начал – структурировал задачу по покупке машины по SMART, чтобы понять, что я действительно хочу получить в результате, и сколько это будет стоить. Получились примерно следующие критерии поиска. Главное – автомобиль должен сохранить все главные оригинальные части: кузов, ходовую и двигатель (Никаких «монстров» с «волговскими движками»!). Бюджет изначально было решено ограничить 2 млн. рублей. (Увы, конечно, это сразу сильно ограничило выбор марок и моделей, но за то не напрягло семейный бюджет.) По срокам – изначально думал, что подберу подходящий вариант примерно за один год. Рассматривались только иностранные автомобили – отечественные как-то не заходят. Да и найти действительно оригинальные М-1 или ЗиМ крайне трудно и точно более затратно, а покупать простую «Победу», «Волгу» или «Москвич» не хочется.
Самое главное – определился с тем, как я хочу эксплуатировать автомобиль. Я именно хотел ездить на олдтаймере по Москве с весны до осени, приезжать на деловые встречи в будни, в выходные ездить в ближайшие от Москвы города, участвовать в ралли и выставках ветеранов.
Поиск начался с любимых 30-х годов – я считаю, что это «золотое» время автомобильного дизайна, к тому же именно данный период представлен у нас наиболее широко по понятным «трофейным» причинам. Я съездил и посмотрел несколько автомобилей, например, в Тамбове продаётся почти полностью отреставрированный Opel Olympia 1937 года. Но, сев в него и проехав несколько по улице, я понял, что не только не «впишусь» в современное дорожное движение Москвы, но и буду представлять серьёзную опасность как для своей, так и для чужой жизни. Становиться обладателем недвижимого имущества, наслаждаясь знанием, что у меня в гараже стоит олдтаймер, и перемещаться по редким выставкам на эвакуаторе мне точно не хотелось. К тому же, большинство трофейных автомобилей уже безнадёжно испорчено ремонтом и «реставрацией» времён СССР – в то время это был единственный способ продолжать использовать автомобиль в предназначенной ему роли транспортного средства. Да и цены на эти машины также не отличались адекватностью — короче, 30-е годы были отброшены.
40-50е годы – в Европе это сначала немного рестайлинговые довоенные модели, либо Kabinenroller, куда я точно не влезу. Американские автомобили тех лет – просто мечта, но объём двигателей! И самое главное – этих машин на территории бывшего СССР практически нет. Значит, необходимо будет везти автомобиль из-за границы. А раз так – в действие вступает таможенное правило «5 евро за кубик», если только двигатель не больше 1.8 литра. Т.е. таможня «съедает» значительную часть от предполагавшегося бюджета (25000 ойро), особенно если сюда добавить организационные расходы. После грубых подсчётов получалось, что нужно искать автомобиль с объёмом двигателя до 2.0 литров и ценой до 15000 ойро. И самое главное – он ещё должен быть красивым!
Здесь я сделаю небольшую ремарку относительно покупки автомобилей как инвестиции средств. Рынок старинных автомобилей работает по таким же законам, как и рынок остального антиквариата: живопись, скульптура, ювелирные изделия, монеты, марки и т.д. Если брать какой-то один сегмент рынка – я обращаюсь к собственному 20-летнему опыту работы на антикварном рынке – то условно можно раздели всех коллекционеров на 3 большие группы: высшая лига, средний класс и «пионеры». Так вот реально инвестиционными можно назвать только покупки «высшей лиги», стоимостью хотя бы в пять десятков, а лучше в несколько сотен тысяч ойро. Это действительно редкие, действительно идеально сохранившиеся и действительно красивые экземпляры. Только такие предметы могут рассматриваться как инвестиционный проект, хотя и здесь изменчивая мода или неожиданная находка может внести свои коррективы. Возвращаясь к автомобилям, например, можно сказать, что те же 30-е годы перестали пользоваться непререкаемым авторитетом – умираю те, для кого эти автомобили были напоминанием о молодости. Конечно, раскрученные «Бугатти», скорее всего, будут всегда пользоваться спросом, но обычные 170 Mercedes Benz или упоминавшийся Opel Olympia – они сейчас совсем вышли из моды. На последней Retro Classics в Штутгарте в марте 2020 года довоенных автомобилей, если не считать специальной экспозиции Avions Voisin, было всего несколько десятков штук, и почти все были какие-то редкие. Только Ferrari, только Porsche, только спортивные Mercedes Benz! Именно эти машины сегодня самый востребованный продукт – но они и изначально стоили совсем немалых денег, и кто даст гарантию, что этот спрос останется, а мода не поменяется? Вкладывать же деньги как инвестиции в покупку и реставрацию обычных машин из нижнего сегмента – лучше просто положить в банк на депозит, точно «прибыль» будет больше. Таким образом, при поиске я отдавал себе отчёт, что если это и инвестиция, то исключительно в моё хорошее настроение. На другие цели с таким бюджетом лучше не рассчитывать.
Вернёмся к поиску автомобиля – как оказалось, действительно красивых (в моём понимании!) автомобилей оказалось совсем немного. Достойными кандидатами были названы:
1. Citroen DS (цена за прилично сохранившийся экземпляр в районе 10000, таможня 9150 ойро) – недостатки: гидравлическая система, если сломается – как чинить?
2. Volvo Amazon (цена 5-7000, таможня 5600/6250 ойро) – недостатки: дизайн одновременно вневременной и незапоминающийся.
3. SAAB 92-96 (цена 6-10000, таможня 2500 ойро) – недостатки: двухтактный двигатель и муфта свободного хода, в пробках будет очень нехорошо.
4. Opel Rekord P2 (цена 7-12000, таможня 4800/5900 ойро) – недостатки: двигатель без масляного фильтра.
Но самый главный недостаток: все перечисленные автомобили имеют высокую стоимость запасных частей. Например, ещё одна интересная машина – FIAT 124 Spider, который я смотрел в Питере. Когда хозяин сказал, что сломанная дверная ручка стоит всего 400 долларов, я понял, что это не моя машина.
Поэтому, по зрелому размышлению я и совершил покупку своего нынешнего автомобиля - MG MGB 1975 года выпуска, экспорт из солнечной Южной Каролины, за 1,5 млн. рублей в Москве. У автомобиля полностью отреставрирован кузов, он покрашен – цвет мне не особенно нравится, поэтому думаю перекрасить в дальнейшем. Двигатель капитально отремонтировали с расточкой блока цилиндров. Ходовую не трогали совсем, все резинки и комплектующие куплены, за зиму сам всё поменяю. После покупки сразу завёл машину и ездил на ней 3 месяца, особых проблем не было до последнего момента, пока из-за «мастера», забывшего закрепить трамблер, не был сломан стартер (sic!). Стартер уже приехал, надеюсь в середине недели всё завести. Ещё есть над чем поработать, но это скорее доработка, которая не помешает провести следующий сезон полностью на колесах (дай только Бог, чтобы этот коронавирус закончился).
Преимущества:
- дизайн 60-х годов, при этом внутренности почти современные, но их не видно.
- ремонтопригодность: совершенно все запчасти можно купить новые, вплоть до самых мелких резинок, цена при этом разумная. Например, новый стартер стоит 70 евро. Очень понятные для разбирающегося в «Жигулях» слесаря ходовая часть и двигатель.
- беспроблемное участие в современном дорожном движении. Менее тонны веса, 95 лошадок, ручная коробка, реечная рулевая и вакуум-усилитель тормозов – всё лето я спокойно ездил по Москве, даже по пробкам.
Недостатки:
- всего 2 посадочных места, для ребенка, который очень хочет тоже поучаствовать в ралли, места уже нет.
- взаимоотношения с жидкостью «MG и жидкость: в неё всё вливается, из неё всё выливается», а также «Если утром под вашей MG нет пятен масла – значит в вашей MG вообще нет масла».