С разрешения автора публикую ещё одну рецензию, которая должна выйти в следующем номере МОТО:
АРМИЯ НА МАРШЕ
Егор Лихов. «Все мотоциклы Красной Армии». Москва, «Яуза», 2020.
Роскошный подарок всем любителям нашей мотоциклетной истории сделало издательство «Яуза» (филиал небезызвестного «Эксмо»), выпустив великолепно иллюстрированное издание, посвящённое двух- и трёхколёсной технике нашей армии. Сотни уникальных архивных снимков и чертежей, множество не публиковавшейся ранее информации, подробная история нашего мотоциклостроения (особенно довоенного), описание поставлявшихся по ленд-лизу машин. Почему же, перевернув последнюю страницу, чувствуешь себя слегка обманутым?
Больше всего эта книга похожа на ответ студента-отличника, которому на экзамене достался тот единственный билет, который он не выучил. Поэтому он старается утопить экзаменатора потоками своей эрудиции (кто из нас не прибегал к этому приёму?). Подробная история создания советских мотозаводов, в том числе и тех, которые никогда не поставляли мотоциклов в армию? Пожалуйста! Дотошное исследование всего, что бралось на вооружение и имело мотоциклетный мотор – от аэросаней до такой экзотики, как авиационное шасси на воздушной подушке? Во всей красе! Но вот основная тема, заявленная в заголовке, увы, не раскрыта!
Нет, если ограничиться формальной принадлежностью к Красной Армии, то всё в порядке. Потому что это воинское образование перестало существовать после указа от 25 февраля 1946 года, получив имя Советской Армии. А довоенный и военный мотоциклизм в СССР освещён достаточно полно – просто потому что каждый мотоцикл тогда рассматривался как боевая единица. Но вот с послевоенным – полная беда… Фактически история военных мотоциклов в СССР после 1945 года занимает… семь абзацев. Чрезвычайно интересная эпопея со специальными армейскими экспериментальными конструкциями сведена лишь к паре упоминаний. Да и проиллюстрирована послевоенная история фотографиями, словно впопыхах вынутыми из семейных альбомов.
Увы, отличается небрежностью работа редактора. Путаница возникает с обозначениями моделей мотоциклов. А уж написание на одной странице марки Velocette то как Velosett, то как Velosette – это перебор!
Впрочем, все эти недостатки меркнут на фоне той бесценной информации по нашей истории, которую предоставляет книга. Каждый любитель нашей мотоциклетной истории просто обязан заполучить её в свою библиотеку! Что, впрочем, сделать непросто: ведь её тираж – смехотворные 700 экземпляров…