Ну вы даете! не был неделю - и сколько всего нового узнал-то! Пара ремарок к прочитанному. Во-первых, насчет ссылки про квалификацию водителей - я лично был знаком с героями статьи, я лично (к сожалению) знаком с автором сего писания и ответственно заявляю - ни о ком этот человек еще ни разу не написал хорошо. Сам он гнида редкостная и с этих позиций оценивает и других, выискивая в них самое плохое, а не хоть что-нибудь хорошее. Второе - на двигателях немецких автомобилей действительно стоит надпись OZ-74. Это означает, что рекомендуется (!) применять бензин с октановым числом не ниже 74, и ничего более.
Хочу спросить Уважаемых Знатоков - а почему, перебирая все на свете, вы не догадались провести элементарную параллель, а именно - старые двигатели, работавшие на низкооктановом бензине, имели низкую степень сжатия. Жигули имеют степень сжатия гораздо выше и изначально рассчитаны на 93-й (сейчас - 92-й) бензин. У меня был "разжатый" самодельным образом вариант, переведенный на 76-й, но это так, к слову. Москвич-412 и 2149 переводили на 76-й бензин, снимая специальным приспособлением 1 мм с днища поршня - фирменная АЗЛКовская примочка. так что связь между степенью сжатия и октановым числом без сомнения присутствует. Кстати, упомяну еще и о том, что на мотоциклах двигатели в основном воздушного охлаждения, и перегрев сказывается на них гораздо критичнее. Сам притирал выпускной клапан на БСА времен войны во время нескольких поездок. И на многих ретро-мотоциклах на Западе трубы выпускные возле цилиндра не хромированные, а покрыты цветами побежалости - сгорание смеси продолжается в системе выпуска, что происходит именно когда безо всяких регулировок и подготовок в старый мотоцикл заливают современный высокооктановый бензин. Далее, напомню, что бензины, в зависимости от октанового числа, при сгорании выделяют разное количество тепла, об этом здесь говорили. Все верно, и что эти вещи регулируются изменением угла опережения зажигания, тоже верно. А не приходило ли вам в голову, что возможности регулировки оного угла на старом двигателе просто не способны сместить момент искрообразования в оптимальную зону? Далее. Почему никто не задумался о том, что большая теплоотдача (неправильный термин, понимаю, но технически грамотное определение просто не приходит в голову сейчас) высокооктанового бензина в расчете на единицу измерения (ну сравнить тепло от сгорания 100 г 66-го и 92-го бензинов) просто само по себе ведет к повышению температурного режима работы двигателя, а производительность насоса системы охлаждения, равно как объем радиатора и площадь его поверхности, банально на это не рассчитаны? Кроме того, режим движения одной машины по городу и группы машин тоже разный, не надо об этом забывать. Мне тоже говорили. что в Опель мой можно заливать 92-й бензин и спокойно ездить - но я не хочу рисковать. Хотя бы потому, что у Опелей серьезной болезнью является лопанье тонкой стенки, отделяющей водяную рубашку от полости, где проходят штанги привода клапанов. Оригинальный мотор у меня так и кончился. Причина - не исключаю, что этот самый банальный перегрев. И еще момент - с использованием высокооктанового бензина увеличивается частота вращения коленчатого вала. Способны ли заливные баббитовые вкладыши выдержать это без последствий? Мне не хочется рисковать. Я знаю, что при использовании 80-го ничего мотору не будет. Я знаю, что на Волге можно вместо 760го заливать 92-й, и все будет нормально, углом опережения зажигания все вполне корректируется. А еще я знаю, что в Европе при реставрации двигатели слегка "поджимают" (что мы проделали с упоминавшимся мотоциклом БСА, сняв 1 мм с головки и повысив таким образом степень сжатия) и переводят на тонкостенные сменные вкладыши вместо толстостенных заливных. Кстати, когда тут говорилось о регулярных поездках на Опеле путем использования высокооктанового бензина, вскользь упоминалось, что мотор был после капиталки. Возможно, тогда его и "подшаманили". Это все в первом приближении мысли вслух. Заготовил книжки, буду с темой разбираться серьезно, потому что самому интересно. Скажу одно - делать можно все, только подумайте о сумме ликвидации последствий, если мотор все-таки кончится.