НАРОДНЫЙ АВТОМОБИЛЬ "ПЕЖО БЕБЕ"
Автомобиль "Пежо Бебе", хранящийся в Политехническом музее, был сделан во Франции в 1910-1914 годах и имеет следующие технические характеристики: Тип кузова - фаэтон. Количество мест - 2. Длина - 2500 мм. Ширина - 1300 мм. Высота: со сложенным тентом - 1300 мм; с поднятым тентом - 1620 мм. База - 1800 мм. Колея - 1200 мм. Диаметр колес - 550 мм. Вес - 300 кг. Максимальная скорость - 65 км/ч. Двигатель 4-тактный. Число цилиндров - 4. Рабочий объем - 856 куб.см. Мощность номинальная - 10 л.с. Частота вращения - 2000 об/мин. Число передач - 3 передние и 1 задняя.
Автомобили начала века неизменно привлекают к себе внимание. Нас завораживают и своеобразие их внешнего вида, и устройство, и связанные с ними истории. Сегодня мы расскажем две истории о малютке "Пежо Бебе", творении знаменитого Этторе Буггати. Первая связана с августейшими особами, а вторая - с простыми тружениками России.
Известно, что император Николай II был неравнодушен к автомобилям. Лично занимаясь воспитанием и образованием наследника престола, он стремился привить сыну любовь к технике вообще и к автомобилям в частности. В день именин цесаревича, 5 октября 1914 года, Николай подарил ему автомобильчик "Пежо Бебе". Говорят, что впоследствии эта машина из царского гаража перекочевала в музей Петергофа, находилась в нем в 1940-1941 годах и пропала в период фашистской оккупации окрестностей Ленинграда. Оказалось, что в России был по крайней мере еще один автомобиль той же марки.
Двадцать четвертого июня 1940 года москвич Иван Ефимович Хлупнов купил за 850 рублей подержанный автомобиль "Пежо Бебе", выпускавшийся во Франции до 1914 года. Машина была не на ходу, новый владелец поставил ее в сарае у своих родителей на Перовском проезде и приступил к ремонту. Вскоре разразилась война, и началась реквизиция транспортных средств на нужды Красной Армии. Но "Пежо Бебе" не была зарегистрирована в ГАИ, на фронт не попала и не сгинула где-то на просторах России.
Всю войну машина простояла в дырявом сарае. Ее поливали дожди, засыпал снег, она ржавела и лишь чудом не сгнила полностью. После войны семья Хлупновых поселилась в Клементовском переулке, дом 13 (теперь на этом месте вход станции метро Третьяковская). Примерно в 1954 году И. Е. Хлупнов и его 15-летний сын Саша решили отремонтировать машину. Спустя семь лет, довольные своей работой, они обратились в ГАИ Кировского района с просьбой зарегистрировать автомобиль. Инспектор Соболев посидел в кабине машины, понажимал педали, помял рукой грушу пневматического сигнала и отказал в регистрации. Причем не словесно, а документально: в техническом паспорте он уверенно написал неотразимую резолюцию: "Ремонту нерентабельна". Отец и сын Хлупновы очень обиделись на инспектора, и напрасно: им следовало бы его благодарить. Да, Хлупновы не получили права ездить на "Пежо Бебе", но зато не разбили автомобиль-реликвию на столичных и подмосковных дорогах, а сохранили ее до наших дней.
В 1966 году возмужавший Саша, теперь уже Александр Иванович, вместе с отцом принял участие в первом празднике московских автомобилистов. Их "Пежо Бебе" под номером 102 включили в состав колонны "ретро", а нумерация автомобилей в ней начиналась с цифры 101. Машина участвовала в пробеге по улицам Москвы и финишировала со всеми участниками в Лужниках. Многочисленные зрители, образовавшие живой коридор вдоль Садового кольца, с восторгом принимали "Сто вторую". Ее фотографировали и снимали для кинохроники, рассматривали и удивлялись, трогали и восхищались, хвалили Хлупновых. "Пежо Бебе" радовала людей и вызывала гордость в душе ее владельцев. Спустя год праздник повторился, но затем столичные власти приостановили его проведение: говорят, кому-то не понравилась суета вокруг непонятного автомобильного хлама. Вскоре, однако, Хлупновым было дано разрешение на постройку гаража для "Пежо Бебе", и автомобиль-ветеран оказался в надежном укрытии.
В 1975 году в столице был организован клуб "Следопыты автомотостарины", через год он провел парад старинных автомобилей, а спустя шесть лет - фестиваль. Позднее каждому обладателю старинной машины выдали удостоверение владельца памятника культуры. "Пежо Бебе" оказалась среди 35 самых ценных машин.
Этот документ стал признанием большого вклада семьи Хлупновых в сохранение культурного достояния Отечества. С другой стороны, он побуждал Александра Ивановича крепко задуматься: как быть с этим достоянием? Хранить его непросто, да и держать в запертом сарае бессмысленно: сам иногда любуешься, а тысячи людей лишены этой радости.
И вот в 1982 году А. И. Хлупнов принял важное решение. Он заключил договор с Политехническим музеем о передаче на временное хранение до 1 января 2000 года машины "Пежо Бебе" и отреставрированного своими руками мотоцикла марки "Санбим" периода 1914-1916 годов.
Этот мотоцикл столичная ГАИ приняла более благосклонно. На него выдали номерной знак и технический паспорт, в котором указано: "Год выпуска до 1917". А. И. Хлупнов два года ездил на нем, причем даже по Красной площади, и пользовался разрешенным сигналом типа "клаксон" с необычно ревущим звуком.
В музее оба этапных в истории развития транспорта экспоната бережно хранятся в сухом отапливаемом помещении. Посетители чаще задерживаются около "Пежо Бебе" и, возможно, потому, что в ней воплощена демократическая идея "народного автомобиля", не уступающего более престижным машинам. За прошедшие шестнадцать лет сотни тысяч посетителей рассматривали "Пежо Бебе", а задолго до этого тысячи зрителей на парадах и выставках любовались ею и прислушивались к непривычному рокоту ее мотора. Сегодня это единственная в России "Пежо Бебе", причем на ходу.
Не за горами 2000 год. Истечет срок договора, и непременно потребуется принимать не менее ответственное решение о дальнейшей судьбе неувядающей "Пежо Бебе". Каким оно будет - покажет время.
О. КУРИХИН, ведущий научный сотрудник Политехнического музея.