Retro-Magic Форум любителей ретро автомобилей

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Автор Тема: Реставрация деревянных элементов кузова  (Прочитано 21998 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

SVR-28

  • Гость

Поделитесь кто-нибудь ссылкой на ту самую волшебную книгу...
А то все ссылки устаревшие.
Заранее благодарю  \-\..
Записан

Борис

  • Старожил
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 445
    • Просмотр профиля

" Нижний ряд,
Первая: Внешний вид ясеневой древесины не важен. Главное, что бы она была без сучков и не поведённой.
Вторая: Подготовка шипа, у кого есть доступ к ленточной пиле сэкономит много времени и усилий.
Третья: То же самое при изготовлении пазов, приличная станина для электродрели уже намного облегчает фрезерование."
Фрагмент страницы перевода статьи про реставрацию деревянного каркаса.(Когда-то скопировал с форума)
Пишут - ясень.
     
Записан

Paul R-35

  • Германия
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1755
    • Просмотр профиля
    • Мой сайт

Вот первая часть той самой статьи из немецкого журнала.
Записан

Paul R-35

  • Германия
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1755
    • Просмотр профиля
    • Мой сайт

Часть вторая.
Записан

Paul R-35

  • Германия
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1755
    • Просмотр профиля
    • Мой сайт

Перевод текста статьи (курсивом мои примечания):

Каркасная конструкция
Обновление деревянного каркаса,
что важно в этом деле, на , что обращать внимание
(текст на двери фургона на верхнем фото)

Крутилщик болтов (здесь- реставратор ретротехники) является специалистом по металлу, он мало интересуется средой обитания древесного червя- по этому он и не реставрирует бабушкин комод и не делает птичьи домики. Однако если у его любимого ретро деревяный каркас, который медленно но уверенно сгнивает, то ему приходится браться  за кошелёк или за стамеску и Ко. Специалисты фирмы Holztechnik Walkling дают советы для обеих случаев.

Деревянные каркасы как несущий элемент автомобильных кузовов, за небольшими исключениями, реликт довоенного времени. Соответственно часто приходится их полностью менять или частчно обновлять. Причин для этого существует много: от сырости ставшее трухлявым дерево, усталостные изломы, изломы из за недостатков конструкции и соединений и в конце концов из за аварий или «ожогов» при неквалифицированных сварочных работах. Демонтажа внутренней облицрвки в большинстве случаев достаточно, для установки диагноза кузовному скелету из ясеня или бука.
Гнилое дерево каждый определит с первого взгляда. Если же каркас на вид в порядке, надо расширить обследование на наличие древесного червя и его мучнистых следов. Ещё один вариант обследования, уколы: если острый предмет входит в дерево как в пробку, то его придётся менять. Сопротивление дверей на скручивание так же позволяет сделать выводы о состоянии каркаса. Для этого дверь руками пробуют свернуть пропеллером, если она поддаётся, то это признак сгнивших шипов или разошедшихся клеевых соединений. Особо часто этому подвержены нижние углы дверей,  где  забитые дренажные отверстия способствуют усиленному гниению. Особо критичное место, соединение крыши при помощи гвоздей с каркасом, особенно в районе жёлобков. У кабриоле часто сгнивает заднияя поперечина крыши, к которой крепится ткань крыши.
Если реставратор пришёл к выводу, что надо менять деревянные части каркаса, ему приходится делать выбор, отдавать работу специалистам или делать самому, обновлять каркас полностью или частично. Если он решил отдать работу в руки специалистов, то сегодня ему придётся иметь дело со столярами или моделестроителями, которые владеют старым ремеслом каретников. Если предстоит большой объём работ, то они могут определить, до какого пункта ещё стоит делать реставрацию частично.

Подписи к фотографиям.
Верхняя, большая, на которой заголовок:

Пациент: Мерседес 170V с кузовом фирмы Luck 1949 года, который в своей первой жизни был санитарным автомобилем.

Средняя:
При помощи молотка и острого зубила или старой стамески срубаются головки гвоздей. При попытках вытянуть их, можно лишь излишне повредить металлическую обшивку.

Нижняя:
При разборке надо стараться не повредить дерево и металлическую обшивку.

 Стр. 50




Желание клиента, иметь ретро-автомобиль состояня-1 или сохранить старый материал и его особенности, пусть с небольшими недостатками, в этом случае играет большую роль. После того как этот вопрос разрешён, встаёт следующий, насчёт оригинальности, сохранить прежнюю конструкцию вплоть до мелочей или можно использовать другие виды соединений и дополнительные усилвающие элементы, которыми можно увеличить прочность на кручение и стабильность?
Опытная фирма должна быть в состоянии определить стоимость объёма работ с точностью до десяти процентов- особенно если данная модель относится к её репертуару, т.е. этой фирмой уже реставрировалась. Так же специалист по дереву не должен оценивать работу в зависимости от марки автомобиля, что не всегда легко поддаётся контролю. Так, как при сравнимых конструкциях кузовов ДКВ и Мерседеса например, разница в стоимости передней стойки кузова при их одинаковой сложности, может оправдываться только количеством расходуемого материала. Но для ДКВ это к сожалению не получается позитивно, так как доля «простолюдных» автомобилей сдаваемых в Германии специалистам для реставрации дерева, составляет всего десять процентов. Здесь большую роль на инвестицию в реставрацию играет цена за которую впоследствии можно будет продать данный автомобиль.
Кто сам может провести предварительные работы, дожен делать их после предварительного согласования со специалистами. К ним относятся снятие внутренней обшивки и снятие, предварительно усиленного дополнительными распорками кузова, если он не совсем трухлявый. Если собственная интциатива ещё и на обшивку распространяется, то каретник может посоветовать, где делать при необходимости разрезы или которые сварочные пункты разрезать. В принципе каретники предпочитают получать пациента целиком. Это связано не так с обдираловкой, как с тем, что позволяет предотвратить ошибки, которые выявляются позже  и которые можно предотвратить, если работа находится в одних руках. Так же может случиться, что некоторые соединения деревянной конструкции можно собирать и склеивать только в конце, так как они препятствуют проведению других работ. Если наружная обшивка и окраска в порядке, то в некоторых случаях есть возможность провести работы внутри металлической обшивки.

Подписи к фотографиям:
Верхний ряд,

Левая: Где оригинальный материал сохранился, он служит меркой, для снятия размеров для нового каркаса.
Средняя: Если дерево, как здесь у нижней кромки двери, не сохранилось, то мерку снимают по жести.
Правая: Все отдельные детали подходящей толщины грубо нарезаются по длине.
Средний ряд,
Первая: Как правило, лучше всего применять в качестве шаблона оригинальную деталь.
Вторая: При выпиливании лучше всего делать большие припуски к очерченому контуру,
Третья: несмотря на то, что при очерчивании карандашом при ведении его паралельно к образцу у же получается припуск.
Нижний ряд,
Первая: Внешний вид ясеневой древесины не важен. Главное, что бы она была без сучков и не поведёной.
Вторая: Подготовка шипа, у кого есть доступ к ленточной пиле сэкономит много времени и усилий.
Третья: То же самое при изготовлении пазов, приличная станина для электродрели уже намонго облегчает фрезерование.
Стр. 51     


Расходы при этом только выше, и не все соединения при этом удаётся собрать оригинальным способом. Будущим каркасостроителям, желающим работать с готовыми наборами (комплект, кит), следует иметь в виду, что они стопроцентно подходят только к тому автомобилю (кузову) с которого снята мерка. Несмотря на то, что каретники раньше работали при помощи шаблонов и лекал, отдельные каркасы отличаются друг от друга от одного до двух сантиметров, что у китов больше всего заметно на дверях. У них редко подходит выпуклость, они часто слишком коротки или слишком длинные. Мы осмотрели такую дверь. Она была из хорошо и качественно изготовленного кита для Мерседеса 220-А-Кабрио-кита. Её пришлось удлинить на 15 мм. При цене в 4000 Евр., что не так уж дёшево, при том, что подгонка и сборка составляет большую часть работы, экономия здесь равна нулю.
Каретники самодельщики, желающие приложить руки к дереву, должны быть знакомы с основными способами соединений и иметь соответствующие инструменты. Самые распространённые способы соединений древесины: шип; шпунт; вязка; штифтами и так называемая- кладка кирпичём. Несколько примеров мы привели на противоположной странице. Кому важна не стопроцентная оригинальность, а статически стабильная конструкция, тому этих видов соединений будет достаточно и он может отказаться от сложных соединений типа ласточкиного хвоста, мелких шипов и гребёнки. Показаные здесь соединения имеют одно общее: увеличение поверхности сопряжения  и избежание соединений в стык. Соединения поперёк волокон древесины не выдерживают несущих нагрузок. Целью всегда является, что бы склеиваемые плоскости лежали паралельно волокнам, а не поперёк, они должны быть ровными и хорошо подогнаными друг к другу, что бы не было воздушного пространства между ними. Применяется обычный белый клей класса прочности В3 (относительно водостойкий), который за счёт добавления отвердителя становится водостойким (класс прочности В4). Белый столярный клей(ПВА?) я покупал в строительном супермаркете, использовал при ремонте или сборке мебели, по запаху он напоминает водоэмульсионную краску для стен.О каком отвердителе здесь речь идёт я не знаю, но в продаже есть и водостойкий столярный клей. Независимо от того, что склеивается, склеиваемые поверхности прижимаются друг к другу струбцинами. При этом следует избегать применения разных сортов древесины. Хотя их и можно склеивать друг с другом, это будет в нарушение технологии, так как различное поведение при набухании и усыхании может привести к проблемам.

Подписи к фотографиям:
Верхний ряд:

Левая: специалист нарезает всё с припуском, окончательная доводка до милиметра производится...
Средняя: ...шлифованием. На плоскошлифовальном станке так же доводится наружная выпкклость двери.
Правая: нужны угольник, дальнейшие разметочные инструменты-подвижный угломер, складной метр, чертилка.
Средний ряд:
Левая: С простым ручным инструментом, даже такая простая стойка двери займёт много времени.
Средняя, высокая: Лучше один раз больше примерить и сравнить с оригиналом, чем  один  раз меньше.
Правая: Каретникам-любителям эту работу скорее всего придётся делать при помощи рашпиля и напильника.
Нижний ряд:
Левая:  Многие виды пазов можно вырезать вместо фрезы настольной циркулярной пилой.
Правая: Так как волокна на изгибе лежат почти паралельно к плоскости сечения, отсутстаует прочность на излом.

Стр. 52



Если подобно нашему примеру, обновляется тольо задняя часть в остальном хорошо сохранившегося букового каркаса, специалист берёт тоже бук. Если же должен быть применён ясень, потому, что более подходящий, меняется весь скелет полностью. Остановимся на ясене. Кузовная древесина номер один, обладает отличной прочностью, высокой эластичностью и её вязкости не достигает ни одна местная порода дерева.

Подписи к фотографиям (сверху вниз):
Первая: Соединение в ус со вставным шипом вдоль волокон решает эту проблему (на фото плохо видно,там в обеих деталях прорезан глубокий паз и в него вставлен тонкий (видно) плоский кусок  дерева).
Вторая: Почти готово: перед «штукатуркой» (окончательной обработкой) углы соединения в ус заполняются клинышками.
Третья: Арка колеса выполнена способом «кладка кирпичём», в остальных местах достаточно соединений в ус и в шип.
Четвёртая: Для соединения между новым и старым достаточно вышеописаных способов.
Пятая: Маленькие, средние, большие: слишком много струбцин при реставрации деревяных каркасов никогда не бывает.
Подписи к рисункам (сверху вниз):
Левый ряд:

Первая: Сложное, очень стабильное, но в большинстве случаев ненужное соединение- двойной шип.
Вторая: Без проблем, для закруглений как колёсные ниши, хорошо зарекомендовал способ
«ложить кирпичём» и потом выпиливать.
Третья: Если склеиваемые поверхности не подвергаются продольным усилиям, достаточно простой косой накладки.
Четвёртая: Редко, но встречается в каркасостроении, стык в полдерева и вязка в полдерева.
Пятая: После шипа самое распространённое соединение в ус.
Правый ряд:
Первая:
Подобное (сложно,крепко,ненужно ) можно сказать и о соединении гребёнкой, чем соединять таким образом старое с новым, лучше заменить детали полностью.
Вторая: Для продольных соединений так же годится косая накладка с врубом.
Третья: одинарный шип, для поперечин, а так же углов бывают различные варианты.
Четвёртая: Простое угловое соединение- накладка в полдерева, все углы до 180 градусов можно собирать таким образом.

Ссылки на книги на этой странице я не стал переводить.


Стр. 53
   

Эти свойства тем лучше, чем шире годичные кольца. Применение ясеня с толщиной колец менее 1.5мм, каретнику по этому стоит избегать. Подходящая древесина должна быть просушена и отлежавшаяся на открытом воздухе из расчёта- на один сантиметр толщины один год. К тому же при обработке влажность древесины должна быть подходящей, для кузовостроения идеально 11- 14%, при этом цвет дерева  значения не имеет. Тёмная ядровая или разная по цвету древесина не влияют на качество реставрации, но чаще всего эта древесина дешевле. Но она должна иметь одинаковую волокнистость и не иметь сучков. Если же пилёная древесина поведёная или потрескана по краям, или она трескается от внутреннего напряжения при распиловке вдоль на циркулярной пиле, то её ни в коем случае нельзя брать. После всех похвал, теперь о недостатках: ясень плохо поддаётся пропитке. Конечно некоторые реставраторы будут задумываться над защитой дерева. Есть следующий выбор: «ничего», олифа или современные древеснозащитные средства. Метод защиты «ничем», обычно оригинален, да и необработаный ясеневый каркас в сегодняшнее время проживёт дольше, чем сам реставратор, конечно при наличии гаража и поездок только в хорошую погоду и т.п. При олифе в ход идёт традиционное средство, в сравнении с которым современные средства лучше защищают, но сильнее испаряются, что не всегда обходится без резких запахов и не приносит пользу здоровью. Для того, чтобы начать может недоставать некоторого инструмента. Кто хочет всё делать вручную, тому дополнительно понадобится разметочный инструмент как угольник, столярный циркуль, рейсмус и складной метр, так же набор стамесок, рашпилей и напильников для дерева, рубанок, лучковая пила, маленькая пила и ножовка с мелкими зубьями. Наличие струбцин различных размеров и в достаточном количестве является само собой разумеющимся. Настольная циркулярная пила, ленточная шлифовальная машинка и сверлильный станок уже намного облегчают работу, фрезеровочный станок, уже чистый люксус, так же как и плоскошлифовальные и ленточные шлифовальные станки, которые продаются в хозяйственных магазинах. Только годятся ли они (здесь имеются в виду сомнения в качестве)? Выше всего этого в плане полезности стоит ленточная пила. У кого есть доступ к оной, может считать себя счастливчиком. А если дело коснётся фугования или доводки древесины до нужной толщины, то здесь помогут только предприятия с соответствующими станками. Так, что беритесь за дерево- или за кошелёк.
                                                                                                                          Фритц Кнебель
Подписи к фотографиям:
Верхний ряд:

Левая: Задний угол крыши перед окончательной обработкой. В зависимости от того как детали соприкасаются друг с другом...
Средняя: ...применяются содинения: шип, накладка или штифтами.
Правая: Соединение болтами, специалист называет «соединением для боязливых», если клей разойдётся, то и болты не будут толком держать.
Средний ряд:
Левая: Под размер обстругано и отшлифовано: углы готовы для обшивки.
Средняя: Так окончательно выглядит дополнительно скрученое болтами соединение в ус со вставным шипом в закруглённом углу двери.
Правая: Собраный «кирпичной кладкой» радиус крыла соединён со оригинальным деревом в ус со вставным шипом.
Нижний ряд:
Левая: Корректировка без проблем: после правки кронштейнов рамы не стало хватать пяти милиметров.
Средняя: Ровно одну треть деревянной конструкции пришлось заменить, потому, что задняя часть...
Правая: ...годами была подвержена влиянию погодных условий под открытым небом.


Отклик на статью в журнале Oldtimer Markt 4/2003 стр 50 «Fachwerk-Bau»
Дополнения к работам по дереву.

У Вас получилась хорошая заметка про реставрацию несущих деревянных конструкций ретротехники- однако по моему мнению в ней кое чего не хватает.
 При восстановлении плавающей ретротехники из дерева- лодки и яхты- уже давно применяются современные клеи и наполнители на основе эпоксидных смол. Эти, ранее применявшиеся в авиастроении двухкомпонентные материалы затвердевают после смешивания без усадки и образует такую прочность склеивания, что деревянная конструкция при перегрузке как правило ломается рядом со склееным местом! К тому же они имеют отличное свойство заполнения щелей, из за которого, требования к точности и усилию сжатия склеиваемых деталей не так высоки (как при работе со столярными клеями), что осбенно интересно для начинающих в деревообработке. Обязательным условием для получения хороших результатов является просушка древесины до её натуральной остаточной влажности и проведение работ при температуре не ниже, чем 15 градусов- то есть этот метод не годится для зимних холодных гаражей.
Относительно оригинальности, слишком сильный пуризм здесь не к месту, ведь клееные места в последствии не видны. Кроме того при реставрации жестяных деталей сегодня тоже применяют современные методы обработки, если это служит продлению жизни ретротехники. При помощи специальных смол для покрытия c последующим покрытием специальными для этого предназначеными лаками, возможна долгосрочная консервация деревянных каркасов; таким образом достигнутая гладкая без пор поверхность является делом вкуса и считается сверхреставрированой. Однако ничто не противоречит покрытию склееных эпоксидными смолами деревянных конструкций для консервации простой олифой.
Очень хорошие советы по обработке и первоклассные материалы для этой технологии можно получить у производителей SP Systems и West System в интернете по адресу www.spsystems.de или www.vonderlinden.de.
Андреас Борринк, Гамбург




Записан

Доктор

  • Санкт-Петербург
  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 9334
  • Всё будет хорошо!
    • Просмотр профиля

Пауль!  \-\.. :-///
Записан
Дмитрий Пантелеев

GendrichR

  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1259
    • Просмотр профиля

Спасибо ! \\--
Записан

frigate46

  • Старожил
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 358
    • Просмотр профиля

   Пауль!   СПАСИБО!!!
Записан

SVR-28

  • Гость

Большое спасибо  н- Paul R-35
Записан

m400

  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 540
    • Просмотр профиля

На мой взгляд, самый полезный сайт и форум, много пособий и различной литературы.
http://woodtools.nov.ru/
Записан
 

Страница сгенерирована за 0.14 секунд. Запросов: 25.