Продолжаем отчет о большом поступлении номерных знаков Украинской ССР. Сегодня номеров побольше, чем в тот раз, и поинтереснее. Представлены они, в том числе, и новыми типами или сериями номеров уже независимой Украины.
Начну я с номера Черновицкой обл. (ЧВЧ), который в коллекции должен был закрыться еще год назад. Но при пересылке передний номер из комплекта потерялся. Теперь этот недочет, наконец, закрыт. Черновицкая обл., правда, из отстающих - имеется шесть типов номеров, 12 в поиске. По одному типу номеров получено в зачет Винницкой (ВИО), Киевской обл. (КХВ) и гор. Киева (КИУ). Из последнего комплекта задний номер уже был закрыт другим, но в коллекции останется комплект. Теперь в указанных регионах остается найти 12, 7 и 7 типов соответственно. Киев получил еще частника еХТ, который улучшил аналог этого же номера (вХТ), уже имевшегося в коллекции. Новой серией основы "ЛУ" представлены задние автономера 1958 г. Ворошиловградской (Луганской) обл. В Харьковской обл. появился мотономер серии ХКА, ранее мотономера были представлены лишь основой "ХА". Сумская обл. увеличила педставленность серий тракторов обр. 1965 г. Вместе с ФТ теперь есть и ФС. Странно, что некогда близкие к завершению Харьковская обл. (остается найти три типа, все 1977 г. - спцесерию, прицеп и тракторный прицеп) и неплохо представленная Сумская обл. (нужно пять типов - мото и авто 1946 г, прицеп, трактор и спецсерия 1977 г). уже давно не пополнялись нужными типами. И есть вероятность, что их обгонят и закроются раньше другие регионы. Впрочем, если отсутствие спецсерий в этих регионах подтвердится (хотя как можно подтвердить отсутствие?), то с Харьковской обл. ситуация наиболее простая, закрыть эти два типа номеров можно одним махом. Из номеров СССР остался лишь мопедный Херсонской обл. Такой номер был, но состояние его - на четкий неуд.
Теперь номера Украины пост-советского периода. Не было у меня заднего госа обр. 1992 г., теперь с приходом комплекта говорящей серии CIA он получен. Правда, передний номер в состоянии похуже, чем у меня был его аналог. Еще два номера частников обр. 1993 г. - продолжение переходных номеров двух новых серий ВI и ХО. Винницкая и Херсонская обл. соответственно. Целенаправленно я их не собираю, но когда попадаются - чтож не взять?
В принципе, на этом можно было бы и остановиться, но я решил рассказать одну историю про номерной знак, появившийся у меня пару приходов назад. Про немецкий овальный транзит. Я упоминал, что в детстве и юности очень хотел найти такой номер, манивший меня своей необычной формой. Они висели у некоторых моих счастливых знакомых. Одним из них был Слава.
Со Славой мы познакомились, наверное, лет 25 назад. Я даже не понимаю теперь, как живя неподалеку друг от друга, мы могли познакомиться только в юности. Слава также как и я «болел» автомобилями с детства, а как выяснилось позже – интересовался и номерами. Одним из увлечений Славы был авто-туризм. Объездив в начале 90-х г. большую часть России на автомобиле, Слава рассказывал мне о совсем неизвестных сериях номеров, которые ему встречались по пути. Он старался выяснить, откуда приехал, например, старый Москвич с черными номерами «МЛБ» и рассказывал мне потом удивительные вещи. Оказывается, была такая Молодечненская область в Белоруссии, а там была своя основа номеров «МЛ». И та подмосковная основа «МЛ», что начала выдаваться примерно в 1991 г., оказывается, применялась и раньше. Кстати, этих черных номеров у меня пока нету.
Сейчас в силу возраста его более уместно называть по имени и отчеству, но для меня он так и останется Славой на всю жизнь. Когда Слава еще был Славой для всех, но уже перешел 20-летний рубеж, он начал раскатывать по нашему поселку на стареньком, но ухоженном, начала 60-х годов, Фордике. Этот Фордик был совсем нетипичным – маленьким, но с весьма выразительной внешностью, которая меня не могла оставить равнодушным. Ретро-автомобилями я увлекался с момента, когда лежа в детской коляске я смог сопровождать взглядом любой проезжающий мимо автомобиль. А перейдя 20-летний рубеж и будучи с детства читателем журналов «Техника - молодежи», «Моделист-Конструктор», а даже иногда и «За рулем», проходить мимо Славиного автомобиля спокойно я не мог. Его формы были чистым восторгом! Он был очень необычен.
Помимо автомобиля, меня волновали установленные на нём черные номера серии «МОД»,. Вторая серия автомобилей индивидуальных владельцев Москвы говорила о том, что в отличие от хлынувшего бурным потоком в конце 80-х автохлама (в основном), этот Фордик был пригнан в СССР уже давно, а его отличное состояние свидетельствовало о бережном отношении и качественном обслуживании. Автомобиль был привезен дедушкой Славы из Западной Германии в то время, когда каждая ввезенная иномарка обращала на себя повышенное внимание прохожих и соседей. Трофейные машины к середине 70-х большей частью успели поменять своих хозяев, агрегаты, что называется, «околхозиться», или тихо умирали во дворах спальных районов. А ввоз иномарок в 60-е был пренебрежимо мал. Владение ими регламентировалось закрытыми от публики нормативными актами со множеством ограничений. Не каждый мог позволить себе такой автомобиль, а вот Славин дедушка – мог. Более того, он приобрел его новым. И на нем при ввозе в Союз стоял тот самый овальный немецкий номер, что мне так хотелось получить в детстве!
Вы догадались, что Славин дедушка был дипломатом. Он работал в ФРГ в длительных командировках по нескольку раз. И в ходе одной из таких командировок произошел тот случай, о котором я сейчас расскажу. Конечно, мне рассказал его сам Слава, а он слышал об этом от дедушки.
Дедушке принимал участие в торговой конференции, которую проводили в Австрийских Альпах, в конгресс-центре, куда приходилось ездить из отеля, расположенного также в горах. В отель помимо Дедушки прибыли состоятельные немецкие фирмачи, передвигавшиеся, в основном, на Мерседесах последних моделей.
Дедушке же для поездки на конференцию посольство предоставило «Москвич-408». Судя по всему, автомобиль в посольстве не сильно любили, и постоянного сотрудника за ним закреплено не было. В силу этого Москвич находился не в самом лучшем техсостоянии. Выяснилось, что в пятиградусные морозы он заводится не очень хорошо, а фактически – с десятого раза. Дедушке приходилось каждое утро не только мучится с раскочегариванием не хотевшего заводиться двигателя автомобиля, который и так выглядел незатейливо на фоне Мерседесов, но и быть причиной шуток, которые немцы после очередного неудачного запуска начали уже в открытую отпускать по отношению к Москвичу. Особенно изгалялся один из фирмачей. Когда Слава описывал этого жирного, наглого и холеного дельца, передо мной вставало изображение капиталистов с карикатур Херлуфа Бидструпа. Так вот, этот немец, в котором погибал, видимо, талант комика, подходил к машине, усиленно пялился на нее на потеху толпе своих коллег, а после того, как автомобиль, наконец, заводился, кричал: «ААА! Даст ист Руссише Мустанг! Яя, фантастиш!». А толпа радостно гоготала, рассаживаясь после этого по своим Мерседесам, и вздымая снег колесами, моментально уезжала. Москвич, на прогрев двигателя которого требовалось время, выезжал со стоянки позже всех – лишь техничка хозяина отеля всегда шла последней, сопровождая автомобили жильцов до конгресс-хола. Так продолжалось несколько дней. На третий день периодически проходившие мимо «Москвича» немцы уже не могли обойтись без радостного гогота и восклицаний «Руссише мустанг! Яя!»
Конечно, дедушке было вдвойне неприятно. И машина у него была откровенно бедной на фоне именитых марок соседей по отелю, и вела она себя, мягко говоря, плохо. А как же честь страны!? Ведь «у советских собственная гордость»!
В общем, дедушка решил потратить приличные деньги и как-то вечерком позвонить в Москву. Там несколько человек объяснили ему приемы и хитрости заводки Москвичей в мороз. Кое-что по их советам было подрегулировано вечером в карбюраторе, пока двигатель не успел остыть. А на утро было отложено освоение приемов и хитростей.
Но утром жителей отеля поджидал неприятный сюрприз. Резко опустившаяся ночью до -30 температура явилась полной неожиданностью. Ни одна машина не завелась. Не завелась даже техничка хозяина отеля. Выйдя на улицу с небольшим опозданием, дедушка увидел, как немцы хмуро бродят около своих автомобилей, понимая, что на конференцию они не попадают. А значит, более оборотистые коллеги из других отелей смогут опередить их в гонке за прибыльными контрактами.
Но дедушка не растерялся. «Подкачать топливо бензонасосом, не перелив. Подсос вытянуть почти до упора, но не полностью, на педаль акселератора нажать до упора один - два раза и отпустить, включить дальний свет на 10 секунд, выключить, и только потом повернуть ключ, при необходимости чуть меняя положение подсоса и не нажимая на газ», - повторял он про себя параллельно проведению тех самых нехитрых операций…
Жирному немцу было холодно показывать сегодня свой ежедневный спектакль, поэтому он не подошел к «Москвичу». Да и выглядел он сегодня так себе. А если бы подошел, то был бы сильно посрамлен сразу. Москвич завелся с первой же попытки! Офигевшие немцы с круглыми глазами и отвисшими челюстями повылезали из своих замерзших машин. «Яя! Руссише мустанг! Фантастиш!», - закричали они почти хором, а двигатель Москвича подтраивая, все же прочухивался и набирал обороты.
В тот день Дедушка и «Москвич» стали героями дня. Заведя – кого прикурив, кого с буксира, все остальные автомобили, дедушка выслушал много лестных слов о себе и своем автомобиле. Последним был тот самый жирный фирмач. На морозе в бесплодных попытках завести свой Мерседес он даже осунулся. Его щегольская одежда не была предназначена для таких морозов, поэтому он одел на себя всё, что имел в багаже, и походил на цыганку в куче плащей и пиджаков, торчащих один поверх другого. Можно было даже подумать, что его вот-вот задержат за попытку кражи в одежном магазине. Но Дедушке он сильно напоминал своих соплеменников – бывших солдат вермахта, которых водили по городу после битвы под Москвой. Он имел сильно бледный вид, когда от «Руссише мустанга» "прикуривал" и его «Мерседес». Речь его состояла из сотен извинений и констатации факта, что вообще-то, «Москвич» - машина хорошая, и вообще немцам надо дружить с русскими...
Рассказ этот я услышал от Славы, когда у него нашлись фотографии того «Москвича». Слава попросил меня их отсканировать. Овальный номер так и висит у Славы в гараже, но у меня лет семь назад появился свой первый. А дней 10 назад и несколько отличающийся от него второй.
К сожалению, описанный приход можно рассматривать лишь в привязке к "было/стало", радоваться уменьшению белых пятен в составе областей и городов УССР в коллекции. Но никаких историй про эти номера рассказать нельзя. Остается лишь поблагодарить людей, которые в свое время поспособствовали их появлению у меня, подарив или продав их. И в очередной раз я отмечу добрым словом своих помощников, которые тратят время на поездки, получение номеров, оплаты их. Такие люди есть не только в Украине. Благодаря помощникам должна расшириться представленность номеров Беларуси, Литвы, Латвии. Какие-то посылки уже на пути в Москву, а какие-то лишь комплектуются и готовятся к отправке. Не остается полностью разобранным и приход украинских номеров. Мы продолжим уже скоро! А пока рубежи в 1300 номеров РСФСР или в 3300 номеров в коллекции остаются не преодоленными! Совсем ничего осталось. Жду откликов и предложений с нетерпением!