Копаясь в архивах в поисках информации о номерных знаках, приходится перелопачивать массу данных. При этом натыкаешься и на интересные сведения, к номерным знакам совершенно не относящиеся: о неизвестных страницах автомобилестроения, особенностях состава автомобильного парка в разные годы и т.п. Одна из этих тем – история Военной автомобильной инспекции (ВАИ).
Никто не занимается целенаправленным сбором материалов по этой теме. Предлагаемый сегодня, в день 75-летнего юбилея ВАИ, материал, призван хоть немного осветить историю первых лет службы. Сбор материалов для его написания в Центральном архиве Министерства обороны (ЦА МО) занял около полутора месяцев, что недостаточно для полноценного исследования. Поэтому автор на полноту не претендует и готов поделиться источниками своих изысканий с тем, кто захочет продолжить (а точнее у кого будет допуск – начиная с 1946 г. материалы не рассекречены). Полная версия этой статьи будет опубликована в сентябре в одном из периодических изданий, а в Интернете публикуется сокращенная.
Итак, ВАИ. Любой военный автомобилист знает, каков сейчас авторитет у этой службы. Гражданские водители сталкиваются с Госавтоинспекцией. Разница есть, но в целом эти родственные службы имеют одинаковый функционал. Но так было не всегда. Зарождалась ВАИ как небольшая структура в составе Автомобильно-дорожного управления (АДУ) Красной Армии, созданного в июле 1941 г. Ситуация на дорогах в тот момент описывается приказом НКО от 1 августа 1941 года №0260 «О неправильной эксплуатации и сбережении автотракторного парка КА» так: «учет машин в войсках не ведется. … Машины эксплуатируются неправильно. … Порядка на дорогах нет…, водители не выполняют правил движения». Приказано навести порядок в учете, организовать службу регулирования и т.п. Возложили эту обязанность на АДУ КА, которое в июле 1942 г. было реорганизовано, а 26 августа 1942 г. вышел приказ №0101 по Управлению - из нескольких разрозненных отделений создается Военная автоинспекция. Эту дату принято считать Днем Рождения ВАИ.
Впрочем, тогда основная работа по регулированию, в основном, возлагалась на дорожно-комендантские участки военных автомобильных дорог (ВАД), а также войска НКВД по охране тыла. На основных автодорогах была создана система контрольно-проверочных пунктов. Основная задача этих КПП – поиск диверсантов, дезертиров и прочих лиц, незаконно пытающихся проникнуть в тыл. На КПП могли остановить любой автомобиль, кроме имевших специальные пропуска без права проверки. КПП выставлялись не только силами войск НКВД и дорожно-комендантских участков ВАД, а также и других сил. Для упорядочения работы КПП в августе 1943 г. была утверждена специальная инструкция. Эта работа силами ВАИ не велась. ВАИ не обладала необходимым штатом для этого.
Однако, по инициативе отдельных командиров, понимавших важность соблюдения правил уличного движения и иных требований к военным автомобилям, иногда во фронтах создавались полноценные органы по надзору за военным автотранспортом. Так, на Ленинградском фронте постановлением Военного совета была создана Объединенная автоинспекция – в состав ГАИ УРКМ НКВД СССР была включена военная группа. Для этой цели из резерва Авто-бронетанкового Управления (ГАБТУ) и Краснознаменного Балтфлота Госавтоинспекции была придана группа из 80 командиров. ОАИ занималась проверкой существующих приказов и директив в области автотранспорта. Наибольшее число нарушений, однако, было связано не с несоблюдением правил движения, а с неправильным оформлением документов на автомобили и груз, отсутствием номерных знаков, нарушением правил светомаскировки. Всего с 14 по 30 ноября был проверен 4031 автомобиль, и 1403 из них задержано за нарушения. А за период с 14 ноября по 31 декабря 1942 г. было проверено машин 18 790, выявлено нарушений 3806, из них 1830 – технические неисправности, 1220 – по светомаскировке, 563 – по эксплуатации и 193 – нарушения правил уличного движения. Тем не менее, в 1943 г. как нештатное формирование, ОАИ Ленфронта была расформирована. Но мало где так жестко подходили к вопросу контроля военного транспорта. Статистика была пугающей: за январь – август 1943 г. число катастроф на ВАД составило 4960, в них пострадало 5500 человек, из которых до 1200 было убито.
В июне 1943 г. автотранспортное управление с входившей в его ведение ВАИ было передано в ГАБТУ (позже разделено с выделением Главного автомобильного управления), где ВАИ и оставалась до декабря 2011 г. Утвержденный Начальником Тыла КА генерал-лейтенантом Белокосковым перспективный план осуществления мероприятий по ГАВТУ КА предусматривал на первый квартал 1944 г. разработку положения о введении Автомобильных инспекций во фронтах. Задачи ВАИ в этом проекте: автодорожный надзор, контрольно-следственные действия, учет и анализ аварий, агитационно-массовая работа, а также регистрация и учет военных ТС, перекликаются с некоторыми из задач Госавтоинспекции. Но формирование ВАИ на местах решили отдать на уровень фронтов, которые сами определяли порядок формирования инспекций и утверждали положения о них. Где-то этому уделяли большую роль. Например, в Дальневосточном фронте была сформирована инспекция, которая начала бороться с вольницей на дорогах. Там к работе было «привлечено 260 внештатных инспекторов технадзора, развернуто 70 постоянно действующих КПП Дорожно-комендантской службы». Весьма жестко работала восстановленная ВАИ в Ленинграде. Но так было не везде. Требовалось создать единый подход к функционированию ВАИ, воспользовавшись опытом лучших фронтовых инспекций. Это требовало времени, которого в боевой обстановке не хватало – численность автослужбы была недостаточной, да и с приближением Победы ряд проблем перестал бы существовать.
Видимо из-за этого первоначальный план создания полноценных инспекций по образцу ГАИ при автоуправлениях фронтов (округов) к весне 1945 г. свелся к организации ВАИ на внештатной основе.
Первоначально проектом предусматривалось, что «ВАИ имело своей задачей:
а) борьбу с автодорожными происшествиями, нарушениями правил уличного движения и проведение профилактических мероприятий по сокращению аварий и катастроф;
б) контроль за правилами рационального использования военного транспорта;
в) ведение следствий по делам аварий и катастроф …;
г) задержание воинских машин грубо нарушающих правила эксплуатации …;
д) сбор и хранение задержанных машин …;
е) количественный и качественный учет автомашин, принадлежащих частям …;
ж) выдача технических паспортов на автомашины в соответствии с приказом начальника тыла КА №221-44.» (пунктуация оригинала сохранена).
Но согласно утвержденному лишь в августе 1945 г. положению внештатные военно-автомобильные инспекции формировались из числа наиболее подготовленных офицеров и сержантов автослужбы, работавшими в ВАИ по совместительству. Даже начальник ВАИ фронта или округа совмещал работу со своими прямыми обязанностями по должности. Причем во главу угла теперь была поставлена не безопасность движения, а «контроль за эксплуатацией и техническим состоянием воинского автотранспорта во время пребывания его в части». Другими задачами стали «борьба с автодорожными происшествиями и нарушением правил уличного движения личным составом воинского транспорта» и «наблюдение за порядком и дисциплиной шоферского состава во время нахождения его с машиной на трассе или улице». Конечно, такая структура не могла в ежедневном режиме осуществлять полноценный контроль и работала периодически, по утвержденному графику 1 – 2 раза в месяц выходя на проверки в части или на автодороги.
Таким образом, авторитетной и полновесной службой в первые годы своей истории Военная автоинспекция не стала. Жизнь, тем не менее, ставила перед автослужбами фронтов (затем – военных округов) множество задач, которые удобнее было бы решать при наличии полноценной и подчиненной руководству округа или же более высокому начальству военной автоинспекции. Создание службы прошло через целый ряд проб и ошибок. Но этот путь привел к созданию работоспособного и авторитетного органа, ставшего с декабря 2011 г. частью Главного управления военной полиции РФ.
Ответственность ВАИ сейчас распространяется на регистрацию и проведение технического осмотра военных автомобилей, контроль за движением военных автомобилей и воинских колонн на автодорогах, их сопровождения, обеспечение допуска военных водителей к дорожному движению, ведение административной практики, проверку воинских частей по вопросам предупреждения дорожно-транспортных происшествий, учет происшествий как с военными, так и с личными автомобилями военнослужащих, пропаганда безопасности дорожного движения, дорожный надзор и т.п. Служба ВАИ остается важной и сейчас, и при необходимости координируется с коллегами из Госавтоинспекции.
Если у вас есть знакомый военный автоинспектор, поздравьте его – может он и не подозревает, что его служба отмечает юбилей. Попытки придать сегодняшнему дню официальный статус праздничного дня, наравне с Днем рождения Госавтоинспекции, отмечаемом в России 3 июля, не удался. Минтруд и Минфин посчитали, что праздников у нас и так хватает.
Номерам сегодня мы уделили немного времени. Приходы были, но их покажу через неделю.