Если вы немного устали от обычного для описания коллекции подсчета номерных знаков в ней, рассказов с картинками про номера, то сегодня, а может и в следующий раз, мы отойдем от этого классического подхода. Месяц назад я прочел отчет одного из венгерских коллекционеров номеров по имени Ласло, который путешествовал по нескольким республикам бывшей Югославии, преимущественно Боснии, и описывал своими словами то, что видел на дороге, те политические и иные заморочки, с которыми сталкиваются ежедневно граждане некогда единой страны. Описание коллекции сопровождалось фото с прекрасными видами природы Боснии, путевыми заметками, читать которые было интересно. Ласло отлично владеет русским даже лучше, чем некоторые жители ближайшего Подмосковья, поэтому читать его было и приятно, и интересно. Тогда я еще не знал, что смогу некоторым образом продолжить эту описательную тематику, предложив и свой рассказ о путешествии, которое было связано и с обладанием номерным знаком. Правда всего одним, но зато каким! Впрочем, давайте по порядку.
Порядок этот стоит отсчитывать с зимы 2015 г., когда я позникомился с Исмаилом. Исмаил жил в Урус-Мартане, занимаясь в свободное время реставрацией 21-х Волг и другой советской ретро-техники. Мы "нашлись" сначала на просторах Интернета, а затем и познакомились лично, когда Исмаил приехал в Москву. Тогда я и рассказал ему о своей коллекции. Исмаил искал бампер на "копейку", а я искал номера Чеченской республики Ичкерия. После подписания генералом Лебедем Хасавюртских соглашений, которые некоторые склонны считать признанием ЧРИ де-факто, там в период 1998 - 1999 гг.было введено два типа правительственных номеров. Собирались, по слухам, выдавать номера и обычным гражданам, но до этого не дошло. Поэтому несколько сотен номеров (думаю, не больше трех - четырех) двух видов так и остались единственным вкладом ЧРИ в номерную науку. Известно было два таких номера для депутатов парламента и два номера предположительно для членов правительства. Между собой они отличались буквенными сериями и оформлением поля, где на российских номерах наносят код региона, а на номерах ЧРИ располагался флаг, и, в случае с депутатскими с номерами серии "с-сс", обозначение "CHR". Такие номера были давненько найдены известным в наших узких кругах коллекционером из Гудермеса Саидом, один номер был подарен им коллеге по хобби из Москвы. По сути, можно расценивать такие номера и как аналог знаков Татарстана середины 90-х гг с изображением флага РТ, но в тогдашней ЧРИ степень сепаратизма была существенно выше Татарстанской, да и номера выдавались не простым людям.
На поиск подобных предметов я и ориентировал своего нового знакомого, надеясь, что его разветвленные связи в кругах местных реставраторов приведут к успеху. И сначала удача улыбнулась мне! Один из знакомых Исмаила был депутатом Парламента ЧРИ. В своё время он получил комплект номеров на свой автомобиль и сохранил его до сегодняшних дней.
Относительно быстрое продвижение поисков, однако, застопорилось из-за неготовности владельца номеров, номер телефона которого мне был сообщен, расставаться с номерами. Это были предметы его ностальгии по молодости, по положению, которое он занимал, по тому, что его поддержали люди на выборах, и еще по многому другому. Через пять лет я узнаю, что выборы эти были грязными, что дважды его пытались с них снять вообще, зная о его оппозиционных взглядах по отношению к происходящему в ЧРИ, но пока меня заботило лишь то, как побыстрее расширить коллекцию. Мы периодически перезванивались, и я уже склонялся к мысли, что ничего не получится. В целом, мне уже было интересно общение с человеком, который прошел интересный жизненный путь, ну а номера ушли на второй план. Сейд-Султан обещал, в свою очередь, поспрашивать у знакомых, может у кого-то такие номера остались.
Предложение приехать в Чечню и помочь выбрать лучший ретро-автомобиль на предстоящей выставке, которое я получил в начале сентября, не вызвало у меня долгих размышлений. Я стараюсь оставлять за пределами описания коллекции некоторые аспекты своей деятельности, но тут из песни слов не выкинешь. В теме ретро-автомобилей и оценки их качества с точки зрения истории и техники я довольно глубок. Когда выставка на относительно недавно открытом автодроме "Ахмат" в Грозном проводилась впервые, организаторам трудно было выбрать лучший автомобиль. Они обратились ко мне за помощью, однако не видя "экспонатов", судить об их состоянии и аутентичности было невозможно. Было лишь понятно, что в Грозном есть очень даже неплохие и редкие автомобили. Впрочем, об этом я знал и раньше, например тот же Исмаил ищет советские машины с небольшим пробегом и перегоняет их со всей страны. Тогда я и предложил им в следующий раз пригласить какого-то эксперта РАФ и воспользоваться его знаниями. Как ни странно, это запомнили. Организаторы позвонили и пригласили в Грозный 10 октября. Приглашение было с благодарностью принято.
Выставка была приурочена к проведению на автодроме "Ахмат" трехдневных кольцевых гонок. На них, кстати, съехались гонщики и команды из всей России! Каких только спортивных автомобилей разных классов я тут не увидел! И мощные Мерседесы AMG GT3 стоимостью в несколько сотен тысяч долларов каждый, и более доступные автомобили в классе 1600, представленные Ладами, Фольксвагенами, Киа, и какие-то чудные прототипы и даже, по сути, багги. Венцом гонок стали четырехчасовые гонки на выносливость в абсолютном зачете среди всех классов автомобилей.
Спортивную программу активно освещали в прямом эфире на "Матч.тв".
Было прикольно сидеть, наблюдая за перемещением автомобилей на большом экране, а потом сделать четыре — пять шагов, выйти на балкон, и смотреть, как все происходило вживую.
Мы отвлеклись от темы номеров. За несколько дней до поездки я решил набрать Сейд-Султану и рассказать, что буду в Грозном. Может быть кто-то из его знакомых обладает вожделенными для коллекционера предметами, ему удалось поговорить с ними? Меня ждало две новости. Плохая — ни у кого номеров нет. Хорошая — Сейд-Султан готов отдать мне свой номер! В общем, после этой новости, ставшей реальной неожиданностью, я с нетерпением ожидал поездки в Грозный! Там я получил в подарок столь желанный для меня предмет! Вот он, красавец. Почти шесть лет прошло с момента появления информации о нем до поступления в коллекцию, и это второй по длительности квест, причем первый закончился в мае этого года.
Но это были не единственные позитивные новости. Вечером того же дня мне позвонил товарищ из Риги, где еще с доковидных времен собиралась посылка с номерами из Прибалтики. Внезапно выяснилось, что знакомый товарища едет в Москву, и уже завтра — послезавтра номера будут у меня! Так и случилось. Целых 38 номеров пришло в посылке, большинство из которых пойдут в коллекцию. Впрочем это мы оставим до следующих репортажей. До следующего раза отложу и путевые заметки своей поездки в Грозный. На самом деле есть что рассказать, т.к. стереотипы и, прямо скажем, страхи в отношении республики, надо разрушать. Но этим займемся в следующий раз, когда параллельно посмотрим, что удалось собрать за это время в Риге. Теперь какое-то время будем встречаться чаще!