Последнее пополнение коллекции, относящееся к прошлому, 2019 году. Немного знаков, но интересные есть. Давайте начнем и попутно займемся не очень любимой, но необходимой в моём случае бухгалтерией.
Итак, на фото три номера. Два пришли по обмену с коллегами, один удалось найти моему помощнику в Литве, а при помощи двух других неравнодушных людей - довольно оперативно передать из Вильнюса в Ригу и затем в Москву. Но сначала про менее значимые номера. Итак, один из них, серии "ШД", от тракторного прицепа, но регионов на букву "Ш" в стране не было. Откуда же он? Я и сам не располагал информацией, и тут выручили коллеги, однозначно отнеся знак к Пензенской обл. Состояние у него отличное, вероятнее всего, его даже и не ставили на технику. Аналогичный тип был представлен сериями "ПА" и "ПЕ". Так что наполненность типами Пензенской обл. не изменилась - в поиске как было четыре типа, так и осталось. Нету номера 1936 г, автомобильного 1946 г, мопедного и тракторного прицепа 1965 г.
Второй знак сохраном не блещет. Сквозная коррозия и даже утрата части пластины - неприятно. Но такой номер лучше чем ничего. Родом он из Сахалинской обл., а это нечастый гость в моей коллекции. Правда, с ним закрылась половина отсутствующих типов. Теперь в поиске по области "всего" девять штук.
Ну и наконец, гость из Литвы. Такой номер в коллекции уже был, так что в свое время я долго разбирался, что это такое. Но когда в конце 2019 г. всплыла пара его аналогов, это было как эффект разорвавшейся бомбы. Мысли тогда были разными. Номер этот, как один из вариантов, выдавали после освобождения территории Литовской ССР, что произошло в 1944 г. Вероятнее всего, дожили они до 1947 г. Фотографий подобных номеров не видел. По сути, пластина представляет собой компиляцию знаков стандарта 1936 г. и непонятного пока по времени возникновения более нового предвоенного, но полностью не соответствует ни одному, ни другому из них. От 1936 года тут шрифт цифр и высота номера. От более позднего стандарта - смещенные вверх уменьшенные буквы серии. Длина пластины вообще ничему не соответствует, взята по компоновочным соображениям. А может быть, это и довоенный номер? Ведь странно, что в 1944 г. появляется - и только на территории Литовской ССР, такой странный симбиоз довоенных стандартов, на который еще и металла нужно больше, чем на новый предвоенный знак (который, как помним, резко уменьшился в размерах, став образцом для послевоенных номеров). И это в условиях, когда металла не хватало, и кое-где номеров выдать просто не могли, присваивая автомобилям последовательность символов, но не выдавая саму пластину. Так что знак может быть продолжением серии LR, которая штамповалась, если исключить латинскую серию, в полном соответствии со стандартом 1936 г., и как в коллекциях, так и на фото, иногда попадается. тем более, что серия ЛЛ появилась в послевоенный период, если не ошибаюсь, и в Карело-Финской ССР.
В общем, появление, хоть и в виде дубля, очередного представителя редкого типажа номеров СССР всегда радует - можно поменяться на что-то нужное.
Ну а теперь просим товарища бухгалтера доложить о дебете и кредите. ))) Итак, на начало года в коллекции было 3014 номеров. Из них 1858 номеров 1200 типов по регионам СССР, 163 номера регионов РФ, 734 иностранных номера из 146 стран. На конец года имеется 3344 номеров (+330) 1325 (+125) типов регионов СССР, 176 (+13) номера регионов РФ, 796 (+64) иностранных из 151 (+5: Лихтенштейн, Аландские о-ва, Бенин, Фиджи и Коста-Рика) стран. Если делать разрез по типам республик Европейской части СССР, то ситуация будет такова: в РСФСР закрыто 920 типо-регионов из 1309 (70%), в розыске чуть менее 400. Украинская ССР: 276 из 452 (61%), в розыске около 175, Белорусская ССР - 77 из 133 (58%), в розыске менее 60, Молдавия и Приднестровье - 10 из 23 (43%), республики Прибалтики - 52 из 54 (96%), при этом уже три года не меняется представленность Латвии и Эстонии, где осталось найти всего лишь по одному типу номеров. Правда, я решил убрать из расчетной части те регионы, где не было спецсерий. Это сократило примерно на 50 число потенциальных типов СССР, и повлияло на общую картину в сторону улучшения показателей. Например, в УССР число областей, где не выпускались спецсерии, составляет двадцать штук, что примерно на 5% сократило число выпущенных во время СССР типов.
Перечни регионов-лидеров и аутсайдеров изменились, но не сильно. В лидерах, где нужно найти 1 - 2 типа номеров, Литовская и Эстонская ССР, Башкирия, Краснодарский и Красноярский края, Волгоградская, Иркутская, Ленинградская, Нижегородская, Омская, Самарская, Саратовская, Смоленская, Тверская обл., Ленинград. По УССР это Житомирская, Ровенская, Харьковская, Херсонская, Черниговская обл. Аутсайдеры с 11 - 13 недостающими типами: Дагестан, Кабардино-Балкария, Сочи, Северная Осетия, Томская, Винницкая, Закарпатская, Черновицкая обл. В Белорусской ССР лидер Витебская обл. с недостающими тремя типами номеров. Аутсайдер - Могилевская с отсутствующими восьми.
Продолжим отчет о прибылях и убытках. Прибавились два новых типа номеров РФ (мопед 79 региона и башкирский прицеп с трехзначным кодом). Прибавилось три новых исполнения (спецтехника без обозначения "тр-р", мопед с буквами сверху и бумажный транзит ЗГВ двухбуквенной серии) и всего один новый тип номеров СССР, правда какой - посол (серии CMD)! Этот номер и стал наиболее важным пополнением года, хотя были и другие приятные номера - отличный для своего года довоенный номер из Ленобласти, целый набор довоенных финских знаков, номер с КамАЗа, победившего в ралли "Дакар" и "Шелковый путь", подборка дипломатических номеров ЮАР. Упомянем и нерезидента Чеченской республики, но он пойдет в зачет 2020 года. Самым памятным разовым приходом стало поступление от 29 июня, когда с уже упоминавшимся послом пришло еще пять номеров СССР для иностранцев, четыре из которых остались в коллекции из-за отличавшегося от имевшихся аналогов шрифта. Отличный приход под конец года номерных знаков обр. 1946 г. позволил попутно закрыть и подборку типажей Ростовской обл. Была и ложка дегтя - номер из последнего поступления, фальш-ММЛ, оказался с подмоченной репутацией. Есть вероятность, что он был украден с автомобиля со знаменитого поля в Черноусово. Придется искать контакт владельца и, при получении подтверждения, что номеру "приделали ноги", отсылать туда. В общем, несмотря на немногочисленность номеров в этом году всё равно есть что вспомнить!
В более широком плане не могу обойти молчанием один из фактов этого года - на дорогах России стали попадаться автомобили с двухстрочными номерами, к появлению которых автор имел самое непосредственное отношение. Есть и другое позитивное изменение в области как автомобилей, так и номеров для них, но о нём поговорим в будущем году, когда соответствующие нормативы, утвержденные под конец года, начнут действовать. И более мелкое событие - в московском "Автомузее" на Самокатной ул. (бывший завод "Кристалл") на базе моей коллекции была организована экспозиция номерных знаков, иллюстрирующая более чем 50 основными типами историю номеров СССР. Об этом я пока не рассказывал, т.к. хотел сделать свои фотографии. Еще успею.
Даже не знаю, что загадать на этот год. Дай бог, чтобы номеров пришло не меньше, чем в 2019, новых типов СССР закрылось штуки три, хотя с каждым годом поиск недостающих всё сложнее и сложнее. Стоит уделить больше внимания коллекции в целом, например бесфлагам, отсутствующим сериям частников, развитием иностранной ветви. По СССР вполне можно закрыть пару регионов нужными по программе-минимум 17/18 типами.
Остается поблагодарить всех, кто помнит о моем увлечении, тем из читателей, кто предлагает номера или дает ссылки на какие-то ресурсы в сети. Отдельное спасибо - моим помощникам, которые не первый год помогают аккумулировать посылки на Украине, в Беларуси, Латвии, Литве, Узбекистане, Киргизии и затем пересылают их мне! И конечно, коллегам за обмены, ведь без них сложно было бы достигнуть результатов! До новых встреч, они обязательно состоятся!