Как я писал в конце прошлого сообщения, я не знал тогда, о чем смог бы рассказать через неделю. Но сегодня я все же смог получить новые экспонаты. Это очередной приличный по количеству лот с номерными знаками преимущественно одной территории - на сей раз из Кыргызстана. А к ним присоседилась парочка советских номеров, полученных по обмену.
Впрочем, ничего особенно интересного тут нет. Все, что написано далее, будет иметь довольно специфичный технический характер с авторскими оценками, которые могут показаться не всегда обоснованными, поэтому можно просто посмотреть на фото, а текст пропустить.
Так вот, пытался я уже давно найти хоть какую-то информацию о номерах Кыргызстана в Интернете. Никакой конкретики почти нет. Что-то по этой теме есть в Википедии, но маловато и неконкретно. В итоге, чтобы написать то, что Вы прочтете ниже, были задействованы ведомственные источники и найдены официальные документы, полностью дающие представление о первом этапе введения номерных знаков Кыргызстана. Да и то, я смог найти документы о введении лишь самых первых номеров, а остальные стандарты у меня отсутствуют. Национальные номера там было решено ввести в конце 1994 г. Распоряжением Правительства Кыргызской Республики от 15 сентября 1994 г. №326-р "в связи с вступлением Кыргызской Республики в международную организацию дорожного движения и введением новых регистрационных номерных знаков на автомототранспортные средства" утверждались предложенные МВД Республики образцы новых номеров, присвоены первые буквенные серии для обозначения регионов, а производство номеров поручалось фирме "Текос-Азия". Приложением к распоряжению был новый стандарт номеров (кроме военных) в виде Техусловий на их производство. Но он характеризовал низкое качество подготовки специалистов, готовивших эти документы. Всё, что не было позаимствовано из стандартов СССР и России, было оформлено в том первом документе довольно коряво и не всегда соотнесено с реальностью. Например, в образцах начертаний символов были пропущены буквы I и О, в то время как серия I была закреплена за Иссык-кульской обл., а О - за Ошской. Все знаки предполагалось выпускать световозвращающими, но на практике знаки для самоходных машин и механизмов были стальными окрашенными. Впрочем, по техусловиям было возможно производить и стальные, и алюминиевые номера, и даже номера из "других материалов, обеспечивающих необходимую прочность и долговечность регистрационных знаков".
В первом национальном стандарте предусматривалось описание тринадцати типов регистрационных знаков (я даю их описание кратко и своими словами), но что характерно - в рисунках образцов говорилось только о семи типах, и зачем тогда было выделять знаки юридических лиц, кроме первых двух, совсем непонятно - по техусловиям номера отличий не имели. В описании далее "В" - это серия региона, "А" - порядковая буква латинского алфавита, "100" или "1000" - цифровой набор (от 001 или 0001 до 999 или 9999). Знак / используется как разделитель строк - т.е. это двухстрочные номера:
Тип 1 - передний и задний знак для автомобилей юрлиц, передний для грузовиков и автобусов юрлиц В100А;
Тип 2 - задний знак для для грузовиков и автобусов юрлиц и легковых автомобилей юрлиц с нестандартным местом крепления 100 / ВА;
Тип 3 - передний и задний знак для автомобилей физлиц, передний для грузовиков и автобусов физлиц В1000А;
Тип 4 - задний знак для для грузовиков и автобусов физлиц и легковых автомобилей физлиц с нестандартным местом крепления 1000 / ВА;
Тип 5 - мотономера 1000 / ВА;
Тип 6 - прицепные юрлиц 1000 / ВА;
Тип 7 - прицепные физлиц 1000 / ВА;
Тип 8 - тракторные юрлиц 1000 / TR ВА;
Тип 9 - тракторные физлиц 1000 / TR ВА;
Тип 10 - тракторные прицепы юрлиц 1000 / TRP ВА;
Тип 11 - тракторные прицепы физлиц 1000 / TRP ВА;
Тип 12 - дипломатические пяти разных серий, причем еще и красные или желтые - всё это в одном типе 11 CMD 10 для послов, 11 T 100 - для остальных (использовались серии D и Т на красном фоне и К и Н на желтом;
Тип 13 - бумажные транзитные.
Вот такие номера предполагалось ввести с 1 октября 1994 г. Довольно быстро выяснилось, что номерная емкость первых двух типов для юрлиц маловата, и ее увеличили до 4 цифр. А мотономера и прицепные стали различать добавлением букв "М" или "Р", т.е. их буквенная серия стала трехстрочной - например, "ВАМ". Видимо, при этом изменили стандарт.
Знаки массовых типажей имели слева красную полосу с рисунком - изображением государственного флага Республики. Красное поле с желтым рисунком тундука - вершины юрты, т.е. отверстия, через которое видно небо, если смотреть из юрты снизу вверх.
Т.к. у меня довольно мало знаков Кыргызстана, то говорить о дальнейших изменениях довольно сложно. Понятно, что помимо номеров для спецтехники с региональной принадлежностью были и простые номера серии TRKR или TRPKR, не имевшие региональной привязки. Также понятно, что очень в виде, предусмотренном техусловиями, не существовали номера типа 12. На них наносились вместо предусмотренного техусловиями символа национального флага буквенные обозначения KS. А вместо нерезидентов с номерами серии К были введены номера с региональной привязкой, например KSBH, затем KGBH, где KS и KG - код страны в международном движении. Более ранним является обозначение KS. Правда, непонятно, зачем его поменяли на KG, ведь после этого следовало заменить не только документы на транспортные средства, где этот буквенный код представлял собой один из элементов оформления, но и водительские удостоверения. А номерные знаки после этого стали выпускаться с голограммами KG вместо KS.
Если рассмотреть эволюцию наиболее массовых номерных знаков для частников вида В1000А, получивших в следующем стандарте тип 1, то сначала они производились на пластинах немецкого производства с широким рантом, голограммами KS, равномерным черным цветом символов. Тундук был повернут как бы вбок. На более поздних номерах (считается, что изготовленных по стандарту КМС 1090:2007) перекрестие "ветвей" тундука развернуто вертикально (на "12" часах вместо "9" ранее). Эти номера имеют голограммы KG, рант у них более узкий, а на черной краске символов и каймы имеются защитные буквы KG высотой несколько миллиметров, повторяющиеся периодически. Это еще одна из степеней защиты номеров, которых нет у номеров России, но есть, например, у современных знаков Беларуси и Украины. Кстати, не удивлюсь, если в природе существуют номера без этой защиты символов номера, но уже с голограммой KG вместо KS. Правда, такого знака у меня нет и это лишь предположение. Как я понимаю, в 2007 г. ввели третью букву номерного набора - появился тип 1.2. с символами В1000АА. Тут есть некоторая непоследовательность. Можно было вводить новые буквенные серии, что и производилось МВД РК раньше, но как-то непоследовательно. Так, для не самой населенной Нарынской обл. были введены коды как N, так и Н, и ни в одном коде изменяемая последняя буква не прошла путь от А до Z. Это же было и в столице - Бишкеке (коды В и Е), столичной Чуйской обл. (коды S и C). Зачем было в таких условиях вводить двухбуквенную сменяемую часть, мне не ясно.
В 2013 г. с принятием нового стандарта степени защиты знака были еще больше усилены. Правее от красной полосы появилась серебристая с голографическим изображением, меняющимся под углом.
Помимо описания знаков в стандарте, дающих двойное толкование, само технологическое исполнение знаков тоже сильно различалось. Если сравнивать положение символов, то оно гуляет по полю знака довольно сильно. Знаки разных партий и серий могут иметь символы, довольно сильно сдвинутые друг относительно друга, что хорошо проиллюстрировано на сегодняшнем фото на номерах серий Z и S. А знаки обр. 2013 г. не всегда имею достаточно пространства для нормального распределения всех символов по пластине, например сравните на фото знаки тип 1.2. серии I и О. Если на О разместить еще и полосу, то символы придется сильно ужимать и знак станет сложно читаемым за счет близости символов. Следующим отклонением являлись шрифты. Посмотрите на квадратный номер от прицепа - цифры его как будто взять из разных шрифтов. 0 и 2 выполнены стандартным для этих знаков DIN-шрифтом, а единица - FE-шрифтом. Можно сравнить единицы на верхних номерах и убедиться в коренных различиях. Но всёго этого в нормальной ситуации не должно быть - номера должны соответствовать стандарту. Хотя подобные отклонения были присущи и советским номерам, где применялось несколько шрифтов, впрочем не от хорошей жизни.
В общем, закончилось все тем, что в 2016 г. были введены новые номера Республики Кыргызстан с цифровым кодированием региона, использованием FE-шрифта, технологическое постоянство которых сейчас обеспечивается отлично, насколько можно судить по тем знакам, что видны на автомобилях. Единственным недостатком автор считает наличие поля кода региона в левой части. Следовало бы его перенести вправо, как на номерах России и Беларуси. Ведь чтение номера производится слева направо, и в экстренных ситуациях, когда счет идет на доли секунды, внимание человека, пытающегося запомнить номер, отвлекается на почти несменяемый цифровой код. Другим спорным моментом считаю уменьшение размера букв. Ввиду достаточного пространства на пластине их можно было оставить той же высоты, что и цифры. В остальном новые регистрационные номера имеют и достаточную емкость, и хороший внешний вид.
В общем, в коллекции появились сегодня два новых типа номеров Кыргызстана и представители четырех новых серий. Осталось найти номера прежнего стандарта серий C, D, H и N, что в совершенно неспешном режиме и будет проводиться. А сегодня нас "посетили" знаки ошской обл. (серии О и Z), Бишкека (Е), Чуйской (S) и Иссык-кульской (I) обл. Также будут интересовать и новые типы знаков Кыргызстана, правда с их идентификацией по стандартам, как видите, могут быть проблемы.
Три знака на фото - из СССР. Это частник из Фрунзе (ныне Бишкек), столицы Киргизской ССР. Он улучшился по состоянию. Два задних госа - из Белгородской обл. (БЕП) и Эстонии (ЕАМ). Белгородский номер закрыл очередной тип, их осталось найти 5. А эстонский знак предположительно имеет милицейскую серию, пусть тем самым расширит линейку номеров Эстонской ССР.
На сегодня доклад закончен, а в следующий раз приход будет состоять, похоже, полностью из советских номеров.