Доброго времени суток! Мы выходим в очередной раз, пытаясь рассказать о новинках в коллекции. Благодаря коллегам по увлечению, сочувствующим и просто читателям - новинки эти были, и даже есть повод поговорить о нюансах. Но давайте по порядку.
Начнем с номеров СССР обр. 1965 г. Большинство их в этот раз непримечательны. Пара номерных знаков спецтехники из Костромской обл. ("К_"), пара - из Вологодской ("В_"). Ржавенькие, с течением времени, наверное, будут заменены номерами в лучшем сохране. В чем их вклад в коллекцию, спросите Вы? Костромские просто расширили представленность серий. Никаких новых типов. А вот Вологодские, как ни странно, сократили число отсутствующих знаков всего до трех типов! Область переместилась в число вероятных лидеров. Правда, закрыть придется номера 1946 г и мопедный 1965, т.е. не совсем частые типы, да и спецсерии в Вологодской обл. вроде как не было. Но потихоньку, полегоньку, процесс движется, и это отрадно!
Номера 1977 г. представлены пластинами тоже не совсем сохранными - ничего. Спасибо коллегам за обмен! А пока отметим - прибыл выездной тип (серия "кАЕ") из Винницкой обл. и номер Татарской АССР ("цТБ") выпуска после 1992 г. с местным шрифтом. Вот на этой истории поподробнее, впрочем я мог рассказывать её когда-то.
Итак, в период развала СССР дефицитом стало всё и везде. Продукты в магазинах, предметы длительного спроса, металл для выпуска ракет и товаров народного потребления... Последний пункт приводил и к проблемам с выпуском номерных знаков, которые традиционно менялись всякий раз при совершении регистрационных действий. Теперь сотрудники начальствующего состава МРЭО, не получая от традиционных поставщиков из системы исправительно-трудовых учреждений номерных знаков в нужном типаже и объеме имели головняк - что именно выдать страждущим автолюбителям, ежедневно обивающим пороги МРЭО, в качестве номерных знаков. В этот период в ход шло ВСЁ. Сохранившиеся новые номера других типов, даже вне зависимости от того, каким транспортным средствам они предназначены по ГОСТ. Старые бывшие в употреблении номера, сдаваемые владельцами при снятии с учета. Знаки старых и новых типажей, предназначенные для выезда за рубеж. И апофеозом этого в Приморском и Хабаровском краях ГАИ было вынуждено присваивать номера без выдачи "железяк". Т.е. владельцу говорили - твоим номером будет, к примеру "ю1234ПК", но ты сам его на картонке нарисуй, на штатное место приделай, а когда номера придут, мы тебе его, может быть, выдадим. В таких условиях заместители начальников ОблГАИ каждый день начинали с поиска всякого дефицита, т.к. его, помимо металла для выпуска номеров, следовало отправить в колонии-производители, чтобы те отгрузили продукцию. Эти сюжеты могли бы составить не один детективный сериал. Ветераны МВД, занимавшие в начале 90-х позиции заместителей начальников ГАИ областей и республик, рассказывали автору о своей головной боли, о том, как приходилось в неформальном порядке решать вопросы для обеспечения номерными знаками автолюбителей. Но и формальный тоже не забывали. Гаишники всей страны слали депеши в МВД, оно пинало правительство, и выход был найден. "Проводите тендеры и выдавайте лицензии", - отвечали страждущим на местах из МВД. И тогда во исполнение этих указаний было принято Постановление правительства за подписью Гайдара (если кто не помнит, внук советского писателя был одним из первых премьеров России), наделявшее местные органы возможностью выдачи лицензии на выпуск номерных знаков. А если какая-то фирма бралась выпускать номера, то и металл нужно было уже искать ей, а не руководству областных ГАИ. Правда, цены стали свободными отпускными. И качество продукции в таких условиях иногда страдало. Одно дело московский "ЗНАК", имевший в партнерах целую фирму с многолетней историей из Германии, которая предоставляла товарные кредиты, снабжала пластинами высокого качества, и другое дело какой-нибудь Алапаевский завод, на котором мертвым грузом с дополнительными коэффициентами к себестоимости висела социалка и жилые дома сотрудников. В этих "рыночных" условиях появились десятки новых производителей. И не все они выпускали продукцию в четком соответствии с ГОСТом.
Одной их таких неизвестных фирм была та, что и произвела номера "цТБ". Внимательный взгляд обратит внимание на непропорционально узенькие буквы серии, на отклонения в начертании цифр от ГОСТа, на кривую окраску. Непонятно - заводскую или перекрас. Для тех времен считалось в порядке вещей, если рельеф символов чуть выделяется относительно пластины или знаки окрашены вручную. Кто выпустил "цТБ" - я не знаю. Очень хотелось бы узнать. Но то, что несколько серий в Татарской АССР были произведены с таким необычным шрифтом - научный факт, теперь нашедший подтверждение в экспонатах моей коллекции.
А что "ЗНАК"? А "Знак" в этот момент чувствовал себя хорошо. Производил он продукцию высокого качества, преимущественно на пластинах с немецкой световозвращающей пленкой, с оптимизмом смотрел в будущее. Скоро он станет основным производителем номерных знаков в России. Правда шрифт знаков советского образца тоже не соответствовал ГОСТу, но на это внимание тогда не обращали - главное качественные номера по нормальным ценам и без перебоев. А потому немецкий DIN-шрифт даже добавлял определенный флер в номера, выпущенные "Знаком". Вот, посмотрите на номер серии "Н" - типичный пример немецкого шрифта на советских номерах, правда типаж более редкий - не обычный частник, или более редкий гос, а номер для иностранцев - т.н. "Нерезидент". Два типа шрифтов таких номеров в коллекции было представлено, теперь появился третий - Made by Знак. И это очень радует. Где-то в начале года созрела мысль, что нужно представить все шрифты, которыми выпускались номера обр. 1977 г. в своих типах. И вот, сначала находится отличная желтая "М"-ка раннего шрифта (выпускалась всеми четырьмя основными шрифтами), затем корреспондент с более поздним шрифтом (выпускались, вероятно, тремя шрифтами), теперь третий вид шрифта для нерезидента (наверное - все собраны). Надо провентилировать, сколько шрифтов было у желтых номеров серии "Р" - видимо три. Ну и с красными, дипломатами и техниками разобраться - от трех до четырех разных шрифтов было и там. Есть не все.
Ну и последние номера - комплект бело-красных пластин, задавших мне вопросы при появлении. Скажу спасибо читателю, не прошедшему мимо моих просьб сообщать о любых номерах, появившихся в поле зрения. Который раз он пишет о знаках, которые находятся у него или по соседству в гаражах. Спасибо - уже получилось пополнить коллекцию не впервые! Эти номера на фото приехали в конце 1980-х вместе с ГАЗ-24 из Венгрии. Но когда я увидел их, возникло сомнение в том, что эти номера являются транзитными, как то утверждал владелец, с которым мы любезно, с помощью читателя, смогли наладить связь. Долгое время номера валялись в гараже. Зная мой интерес, читатель даже попросил у владельца информацию, и тот нашел техпаспорт на автомобиль, выданный во время его пребывания в Венгрии. Правда, ясности по типажу номеров это не дало. Я решил номера приобрести, а потом уже допытываться, что это за знаки такие. Сам я в иностранцах не очень разбираюсь. А в среде знакомых есть более опытные в плане иностранных номеров коллекционеры. Через некоторое время один из моих коллег сообщил, что номера эти не транзитные, а выданы "иностранному специалисту без дипломатического статуса", т.е. это более простые виды дипломатических номеров Венгрии до 1990 г. Тоже неплохое приобретение. Вот так, благодаря информации читателя, удалось в очередной раз пополнить коллекцию. Номера не ушли куда-то в чермет, не были выкинуты в помойку или превращены в заплатки дырок в полу. А сколько еще интересного висит по гаражам, которые остались еще в городах и весях, мимо которых, вероятно, проходите и Вы, читатель.
На сегодня у нас всё, но я знаю, о чем буду писать в следующий раз. Экспонаты готовы, там есть несколько очень радостных подарков. Осталось лишь дождаться прихода музы.