Когда я писал о приходе знаков в коллекцию на прошлой неделе, испытывал сомнения, что смогу снова через неделю отчитаться о новинках. Предпосылок для этого, в общем-то, было не очень много. Но все получилось. Более того, есть о чем рассказать: и новые государства появились, и по советским номерам информация расширилась.
Итак, с советских и начнем. На фото представители четырех поколений номеров СССР. Ржавый квадратный номер серии "АН", которая не очень видна - номер обр. 1936 г. Посеченный осколками артефакт - свидетель боев 1941 г. неподалеку от Москвы, представленность серий или регионов не расширил. Серия такая была в коллекции, но на переднем номере. Но все же знак куплен не зря. Я лишь второй раз встречаю номер такой толщины - он изготовлен из стали толщиной не менее 1 мм. Это позволит отреставрировать его без каких-либо больших проблем, в отличие от других представителей стандарта, которые выпускались из металла толщиной менее полумиллиметра. Но работы будет много. Трещины и утраты на номере присутствуют.
Следующий стандарт, 1946 года, представлен мотоциклетным номером серии "ХП" из Коми АССР. Закрыт девятый тип области- мы остановились точно на экваторе. Чем этот номер интересен? Он пришел очищенным до металла. Но металл не простой. Сталь с обмеднением толщина пластины при этом тоже резко отличается от большинства знаков 1946 г. Когда мне попался первый такой номер, я посчитал его хорошей подделкой. Второй зародил сомнения в справедливости оценки первого номера. Но третий знак на обмедненной пластине уже никаких сомнений не оставляет - все номера из разных регионов, разных серий, а у коллеги по увлечению, с кем произвели обмен, тоже есть около 20 номеров 1946 г, из них еще как минимум один - на пластине аналогичной толщины и покрытия. Зачем это делали? Вероятно, номера, изготавливавшиеся в первые годы, часто трескались. На мотоциклах не было кронштейнов для крепления номеров, поэтому они устанавливались на винтах, расположенных по продольной вертикальной оси к крылу. Возникали изгибающие напряжения, приводившие к трещинам. Наверное, этого хотели избежать увеличением толщины пластины, а для борьбы с коррозией применили обмеднение. Недешевый способ, однако. Легче было ввести на отечественных мотоциклах планки для крепления номера внизу, что и было сделано в конце 50-х гг.
Номера обр. 1958 г. представлены двумя прицепными номерами из Эстонии - "ЕН" и "ЕЕ". Интересной особенностью эстонских номеров была смена основы. Если в 1958 г. за Эстонией была закреплена "ЭС", то не дожидаясь выдачи всех серий, в середине 60-х была выделена основа "ЕА", ближе к написанию названия на национальном языке EESTI, правда знаки в ней выдавались все равно как с буквами кириллического алфавита ("ЕАБ"), так и совпадавшими с латинскими. Для эстонцев это было проблемой. Делопроизводство в республиках Союза ССР велось на национальных языках, правда в этом были нюансы. Но Эстония очень просила выделять серии номеров из одинаковых с латинскими буквами. Отсюда и вторая основа "ЕА", и тракторные "ЕВ", "ЕЕ" и т.п. Да впрочем, серии с первой "Э" перекрещивались бы с выделенными для министерств и ведомств СССР. А вот Латвии и Литве не удалось получить такие серии - латинской L в кириллице не было. Поэтому серии LLA, LTЕ, LAA и другие появились лишь при развале СССР. Латвия в сегодняшнем обновлении тоже не осталась без представителя - да какого! Номер "Спорт" в таком сохране может являться украшением любой коллекции. Номера эти, довольно нечастые, при кольцевых гонках и ралли нередко отваливались от автомобилей. Поэтому их перекрашивали, рихтовали и т.п. Кстати, и подделок довольно много. А этот номер имел такую судьбу: в советское время один латвийский автоспортсмен решил изготовить автоприцеп для перевозки какого-то спортивного автомобиля. Какого - уже никто не помнит. И он смог договориться на этапе окончания работ о получении номера серии "Спорт" в местном автоклубе. Получив свидетельство и номер, он, тем не менее, по каким-то причинам работу не закончил, и номер никогда на прицеп не устанавливался. Поэтому он сохранил свой первозданный вид. Очень интересно, что он эмалированный. Имевшиеся аналогичные номера на белом фоне окрашены. А этот знак еще и смог разрешить одну проблему - я обратил внимание, что знаки серии "Л-спорт" могут быть на черном и белом фоне, причем их нумерация странным образом не соответствовала эволюции номеров СССР (в 1958 г. были черные, с 1980 г - белые). Черный Л-спорт имеет номер 271. А этот - 207. Если бы не родной окрас, я бы считал, что это перекрашенный номер, как подумал, когда увидел его на фото. Так что номер оказался интересен втройне. Вероятно, вместо сданных номеров было решено выпустить новые. Но фон гражданских номеров к этому моменту поменялся - поэтому и "Спорт" теперь выпустили на белом фоне. Знаков "Спорт" Латвии их было выдано больше, чем в остальном СССР вместе взятом - самый крайний номер в коллекции Л-702-спорт. Он белый.
На самом деле интересно, где именно были номера "Спорт"? Они известны в Латвии, РСФСР, Узбекистане, а были ли они в других республиках? Вопрос, на который у меня нет ответа и я был бы благодарен комментариям.
Номера обр. 1977 г. представлены знаком от тракторного прицепа. Ставропольский край, видимо. Серии такой не было, но аналог другой серии был. Поэтому Ставрополье по-прежнему незаполнено номерами пяти типов. ПО СССР доклад закончил.
Перейдем к менее интересным, но тоже входящим в коллекцию знакам иностранных государств. Новинок две - Сомалиленд и Британские Виргинские о-ва. Сомалиленд - государство непризнанное, это часть территории бывшего Британского Сомали. Правда, с 1960 г. Сомали, объединивший в себе бывший Британский и Итальянский Сомали, является единым независимым государством. Но де-факто в последние годы страна распадается на части, правительство контролирует небольшую территорию, а на части земель возникли непризнанные государства Сомалиленд, Пунтленд и какие-то другие. В общем, Сомалиленд имеет высокие шансы на признание, т.к. более-менее развит и правительство там контролирует ситуацию. Коллекционеры выделяют знаки Сомалиленда в отдельную территорию. Значит у меня появился номер 141 страны и территории мира. А вот как считать два остальных знака, пока не решил. Британские Виргинские о-ва - вроде бы тоже отдельная территория со своим флагом и гербом. Но она входит в Великобританию. И как тогда быть с Американскими Виргинскими о-вами? Они, равно как и Гуам, а также появившийся в коллекции на этой неделе знак еще одной территории - Северных Марианских о-вов, вроде бы надо относить к США. Но тоже не совсем понятно, слишком много политических нюансов. Будем изучать, пока эти знаки войдут в подборку знаков США.
Вот так прошла прежняя неделя. И уже появился задел для обновления коллекции и следующего отчета. Так что может быть, через неделю я снова выйду на связь, хотя предложений по-прежнему немного. Пишите!