Противоречивые чувства... Надо написать. Есть про что написать. Но поймут ли читатели?
На этой неделе совпали два события. Получение на почте номера, о котором речь пойдет ниже, и преждевременный возврат с одной из выставок моего автомобиля - ЗАЗ-965. Машина живая, комплектная, с пробегом 33 тысячи километров, но со следами времени. Она сохранилась в хорошем состоянии, и когда организатор одной из выставок попросил срочно найти Запорожец недели две назад, я предложил свой автомобиль (отчасти потому, что найти никакой другой "Горбатый" не смогли). Машину можно было выставить бесплатно. Большинство участников выставки ставили машины с целью продажи, я таких целей не преследовал. Но заказчики - администрация одного из торговых центров Москвы, посчитала, видимо, что такой экземпляр не очень им подходит. Он не блестит восстановленным хромом и не радует яркостью красок. Краска его, хоть и в основном, родная, давно помутнела, а на кузове есть и царапины, и не бросающиеся в глаза, небольшие, но вмятины. Для себя я давно сделал вывод, что машины, пусть и с небольшими проблемными местами, трогать не нужно. Лучше сохранить машину такой, как она есть, если она не требует восстановления. Съемные детали при этом лучше поменять на максимально правильные и хорошие, а кузов, если изъян невелик, и придется что-то красить и делать, лучше и не трогать. Та "патина времени", которой обладают старые машины, не восстановима и всегда убивается при реставрации. А сюда входит и небольшая матовость оригинальной краски, и характерный запах в салоне (кстати, разный у каждой марки - всегда отличу 412-й Москвич от 21-й Волги), и еще некоторые моменты, благодаря которому автомобиль сохраняет свой шарм.
Но публика редко разделяет такую точку зрения. Обычным, не сильно в теме людям, хочется видеть ретро-автомобиль как картинку - после реставрации, и чтобы "ни сучка, ни задоринки". Мой автомобиль таким не был. Поэтому, когда потребовалась частичная смена экспозиции, устроителю выставки дали рекомендацию мою машину заменить. К устроителю у меня претензий нет. Он, безусловно, должен учитывать мнение заказчика. Я лишь привел этот факт в связи с тем, что буду описывать ниже.
Так вот. Сегодня в обновлении будет лишь один номер. Даже не номер, а обрубок номера. Ржавый кусок металла с коррозией и утратами половины цифр. Убитый, сначала людьми, потом временем, артефакт. Но он мог бы претендовать на лучший номер, попавший ко мне с начала года. И даже в своем довольно непритязательном состоянии это для меня большая ценность. А как отнесетесь к нему Вы, читатель, я не знаю. И все же выложу его тут, рискуя навлечь на себя неудовольствие тех, кому нравится смотреть на блестящие разноцветные пластиночки разных стран, которыми, слава богу, не обделили меня читатели и контрагенты за прошедший месяц. Было много интересного - и подборка лодочных номеров на прошлой неделе, и несколько разных старых номеров Ленобласти, и заметный своими буквенно-цифровым обозначением номер 94 региона, и неплохие иностранные номера. Но лучший номер с начала года - безусловно этот. Дай бог, чтобы это был все же не лучший номер полугодия. Ни один другой номер не может даже лежать рядом с ним на фото, подумал я. Остальные подождут следующей недели.
Инвалид, и в отличие от Запорожца, он точно требует ремонта. Но когда я анализировал для себя возможность достать те или иные номера, про транзитные номера обр. 1936 г. я думал, что вот это вряд ли возможно. Аналогичный тип послевоенного номера многоразового применения есть не у каждого представителя малочисленной популяции коллекционеров номеров СССР. И вот такой я точно не достану, думал я. Ведь известно лишь два фото с такими номерами, что может косвенно свидетельствовать о редкости знака.
Однако же, когда тов.
igorkoff заметил этот артефакт и быстро сообщил мне, удалось выкупить его, хотя и не без элементов "Санта-Барбары". Продавцу писал не один я, но я был первым, а один коллега потом даже отказался в мою пользу. Продавец в итоге отдал номер мне, за что спасибо и ему, и коллегам, и, конечно,
igorkoff. И теперь этот номер видите Вы.
Номера "Транзит" обр. 1936 г. выдавались новым автомобилям для перегона с заводов-изготовителей - из Москвы, Горького и Ярославля. Причем знак был одноразовым. Их утилизировали сразу по прибытии на место регистрации. Четыре цифры, разделенные дефисом, в правой части. Слева - код завода в виде цифры 1, 2 или 3, а впоследствии буквы, который пробивался под надписью "Транзит". Цифра 1 на знаке принадлежала заводу ЗИС, и применялись такие номера в период 1936 - 1938 г. С 1939 г. вместо цифры 1 на транзитах выбивалась буква. Поэтому не вполне понятно, как номер сохранился. Вероятнее всего, кому-то понадобилась металлическая площадка. Ее и вырезали из отслужившего свое транзитного номера. Прикрепили в другой машине в виде полки или какого-то щитка, ну а потом была война...
Даже со знаком в таком состоянии я могу считать, что закрыт еще один из типов номеров СССР. Со временем восстановим его. А вот Запорожец точно трогать не будем.
Получение этого номера лишний раз подтвердило истину, о которой я стараюсь напоминать всякий раз - любое сообщение о номерных знаках может стать поводом для обновления коллекции или дополнительной информации об истории номеров. В очередной раз прошу писать мне о любых номерах, что висят в гараже друзей или обнаружены где-то в Интернете. И не надо бояться, что придется долго и муторно отправлять посылки через границы. Мои друзья, в основном, такие же любители ретро-автомобилей, есть почти везде на территории бывшего СССР - в Запорожье и Ереване, Самарканде и Вильнюсе, Риге, Бишкеке и Минске. Они примут посылку, а потом переадресуют номер мне. Мне помогают многие соратники по увлечению, и спасибо им, если они читают это сообщение.