Пару недель назад я писал, что краткость - сестра таланта и что я бы лучше рассказал о чем-то интересном. Тогда я не мог еще знать тему сегодняшнего рассказа, и вот она появилась. Присаживайтесь поудобнее.
Вместе с появлением новых "белых" номерных знаков по ГОСТ 3207-77, приказом МВД был введен "ассортимент" номерных знаков для различных категорий иностранцев. Так появились номерные знаки для дипломатов на красном фоне и для нерезидентов на желтом. Было решено ввести особые, не существовавшие ранее знаки для прицепов иностранных граждан. Мотономера, обозначенные в том же абзаце приказа, раньше уже существовали (хотя и имели дизайн прошлого стандарта и белый фон поля), а вот прицепной тип был полностью новым. Было решено, что номерные знаки будут выдаваться последней закрепленной для региона буквенной серии, а фон знаков будет желтым. Есть вероятность, что прицепные номерные знаки практически не требовались, и региональные отделы материально-технического обеспечения ГАИ начали заказывать такие номера лишь когда стали появляться первые совместные предприятия. Такой вывод можно сделать на основе анализа шрифта единственной виденной своими глазами серии прицепных номеров "МО". Да, известна еще подмосковная "МА", но я знаю лишь небольшой, буквально 2 кв. см. размером, фрагмент фотографии такого номера, доступный в Интернете. А "МО" я видел своими глазами, и как сейчас помню, тогда даже не понял, что это какой-то специальный тип. Хоть это был полуприцеп к автомобилю всемирно известной компании фирменного красного цвета с характерными логотипами производителя и с тягачом, имевшим московский номер СП на желтом фоне серии "Н", бледно-лимонный цвет номерного знака полуприцепа как бы не сильно намекал на свою исключительность. Т.е. я попросту не понял, что этот знак именно желтого цвета, а не покрашен дядей Васей по пьяни краской, имевшейся под рукой и совсем не того оттенка. О том, что такие номерные знаки существовали как отдельный тип, я узнал много позднее, примерно в 2011 году. Фото того московского номера, найденного в Гудермесе одним из старых коллекционеров, повлекло за собой обсуждение в Интернете. При этом кто-то догадался сравнить шрифт обычных белых прицепных номеров серии "МО" с этими бледно-желтыми, пробить номер по базе. Так выяснилось, что шрифты различаются, нумерация у этих знаков разного фона идет параллельно, и номера серии "МО", выданные не в начале 80-х, а в начале 90-х, принадлежат сплошь совместным предприятиям. В основном, на их транспорт и выдавались эти прицепные знаки. Частников-иностранцев, приходивших за получением номеров, было существенно меньше.
По мере продвижения со сбором материалов удалось найти и приказ, нормирующий появление указанных знаков. Сначала издания 1991 года, а затем выяснилось, что были такие знаки, равно как и мотоциклетные, предусмотрены приказом МВД аж от 1980 года.
Мотономер нерезидента удалось обменять у коллеги по увлечению на другой редкий тип СССР года два назад, а более частый, как предполагалось, прицепной номер все никак не удавалось откопать. Причем по мере рытья вглубь пришло понимание, что в отличие от мотономеров на желтом фоне, прицепные знаки во многих регионах, похоже, даже не были изготовлены. Хотя там, где были, число выданных прицепных номеров превышает число мотоциклетных в сотню раз. Впрочем, выдача мотономеров указанного стандарта в Москве не превысила сотни, а в других регионах могла составлять вообще единицы. Имеющимися в коллекциях мотономерами для нерезидентов мы обязаны человеку из Литвы, который в начале 90-х раздал своим знакомым коллекционерам находившиеся в ГАИ республики невыданные желтые мотономера серии ЛИЯ. Именно такой номер попал два года назад и к автору.
Вернемся к прицепам для нерезидентов. Сейчас информация об их существовании имеется лишь для Москвы и области, но это не значит, что их больше нигде не было. Если Вы можете дополнить эту информацию фотографией или простым письмом - пишите! Ведь еще год назад ничего не было известно даже о подмосковных "МА".
Как мото, так и прицепные номера для нерезидентов этого типа просуществовали относительно недолго. Реальная выдача прицепных началась с появлением совместных предприятий года так с 1988-го. А в 1993 г. вышел новый ГОСТ на номера российского типажа. Старые знаки на транспорте юрлиц постепенно выводились из обращения. С частниками было сложнее, их труднее было заставить получить новые номера. Это и привело к возможности получения такого номера в мою коллекцию. А дело было так...
Один из любителей фотографирования автомобилей выложил фото находящегося на автостоянке прицепа, который позже был замечен и вторым фотокором. Это фото попалось мне на глаза и я написал автору фото о своей проблеме. Он сообщил адрес стоянки, а дальше пришлось полдня искать владельца прицепа. Мне это удалось. Получилось и купить номер, и узнать его историю. Владелец прицепа рассказал, что прицеп был приобретен когда-то родственником - иностранным гражданином, работавшим в Москве. Тот решил забрать прицеп при отъезде домой в Германию. Привезя его, он столкнулся с проблемой несоответствия немецких требований безопасности и получил отказа в регистрации. Было выдано предписание уничтожить прицеп, оплатив его утилизацию. Как раз в этот момент мой собеседник приехал в Германию в гости и получил предложение прицеп забрать назад в Москву. Что и было сделано. Но тут прицеп оказался не сильно востребован. Друг владельца, попросив прицеп на выходные, сильно перегрузил его, в результате мост погнулся и колеса встали криво, что привело даже к облысению резины. За пару дней прицеп был убит. С тех пор он и стоит памятником на стоянке, ржавея и врастая в землю. Но полученный при регистрации желтый прицепной номер из-за этого смог сохраниться. Теперь он будет радовать уже меня, а старый владелец с удовольствием рассказывал эту историю, помогая открутить номер. День прожит не зря, ведь закрылся предпоследний отсутствовавший тип номерного знака СССР обр. 1977 года! Осталось найти номер серии CMD на красном фоне.
Теперь о других номерах, что смогли порадовать своим появлением. Старый товарищ по увлечению ГАЗ-21 решил подкинуть в коллекцию белгородские номера. Передний черный "беф" не очень хорош по состоянию, но закрыл отсутствовавший в области тип, равно как и пришедший вместе с ним прицеп "бк". А номер частника 1977 года мало того, что был в советское время "блатным" (два нуля в начале), так еще и сохранился, несмотря на раннюю выдачу, лучше имевшегося до этого в коллекции представителя типа. Спасибо! Четыре типа осталось найти для собрания всей Белгородчины. Другой давний читатель, владелец ГАЗ-69, порадовал подарком номеров Самарской/Куйбышевской обл. 222 висели когда-то на его автомобиле, а мотономер "КШЗ" лучше имевшегося - останутся в коллекции. Осталось найти пять типов. Ну и два иностранца. Один литовский дилерский серии "R" пришел в дополнение к имевшемуся аналогу серии "Р". Я пока не разобрался, имелось ли какое-то функциональное отличие в сериях, хотя венгерский коллега, недавно побывавший в Литве, сказал что отличий нет. Второй знак - голландский, устанавливается на удлиннители-велоприцепы в случае, если они закрывают основной знак автомобиля. Исполнения с таким расположением символов у меня пока не было. Оставим в коллекции.
На этом сегодня и закончим, а конкретно вас, читатель, попрошу посмотреть по сторонам, когда пойдете в гараж к друзьям, а лучше спросить, не завалялось ли у них какого-то номерного знака. Осень, понимаете ли, у шизофреников обостряется активность.