На прошлой неделе номерные знаки в коллекцию приходили из разных регионов бывшего СССР. С Украины поступили три номера, не считая велосипедного. Еще два плюс один пост-советский расширили представленность Казахстана, один - из Латвии либо Литвы, и еще один велономер был выдан в г. Фрунзе, столице Киргизской ССР. Представленность России пополнилась двумя типами номерных знаков из Чечено-Ингушской АССР (серии "чи"). Появился также один современный номер из Самарской обл.
А теперь подробнее. Долго пришлось ждать оказии для передачи посылки из Украины. Номера пролежали там до полугода в ожидании отправки. Я даже потерял связь с двумя "поставщиками", т.к. общались мы на форуме виолити, где администрация решила прекратить давать форумчанам возможность переписываться в личных сообщениях, а также закрыла темы покупки коллекционных предметов. Более того, все довольно старые сообщения в личной переписке были попросту удалены безо всякого предупреждения. В результате, некогда отличный форум постепенно деградирует и превращается в интернет-аукцион. Давно я там не был, а подобное отношение к форумчанам, как минимум, удивляет. Поблагодарить за номера и сказать, что они, наконец, прибыли в коллекцию, я не могу. А жаль, т.к. некоторые номера были подарены или проданы недорого из желания пополнить именно мою коллекцию.Так, например, я получил из Украины велономер Фрунзе на 1957 г. Интересно, что этот велономер должен был бы, очевидно, приехать на Украину из Киргизии вместе с велосипедом. Подумать только, какие длительные "перелеты" совершали в те годы вещи и их хозяева по некогда единой стране.
Еще украинское собрание пополнилось днепропетровским передним госом 1977 г. (ДНБ) С ним я расширил на один представленность типов области до трех белых и восьми всего. Мотономер Николаевской обл. (НИЗ) имелся, но в гораздо худшем состоянии, а херсонского велономера не было. Что интересно, этот велономер на 1969 г. сопровождался справкой о допуске к вождению велосипеда, напечатанной в 1989 г. Непонятно, были ли справки напечатаны для выдачи вместе с сохранившимися где-то велономерами. Спросить некого - к сожалению я не запомнил контакта продавца. Если он меня читает, просьба выйти на связь. Спасибо! В завершение упомяну мотономер 1946 г. Херсонской обл. (серия "фш"). Как выяснилось позже, у меня уже был такой серии. Ничего, на обмен пригодится.
Вторым по численности стала подборка из номеров Северо-Казахстанской обл. разных лет. В коллекцию попали современный белый номер серии "Т" предыдущего стандарта, а также черный мотономер. Белый также, как оказалось, в коллекции уже был представлен - слишком много времени прошло с первого контакта между мною и продавцом до оплаты номеров. За это время я успел найти аналогичный номер, и даже серия одинаковая - СКБ.
Пока не могу определить достоверно нацпринадлежность номера трактора серии LN. Этот первый послесоветский тип (т.н. "переходной") знаков Литвы, Латвии и Эстонии отличался, зачастую, только сериями. Но если в Эстонии серии начинались на Е, то кому принадлежала серия LN - непонятно. Известно, что номер был приобретен для подарка мне одним моим старым товарищем из Риги в Даугавпилсе, в 20 км от границы с Литвой. Так что всё возможно. С другой стороны, рыть сильно может и смысла нет - номер, скорее всего, пойдет на обмен.
Зато с номерами серии "ЧИ" никаких проблем не возникает. Это Чечено-Ингушетия, как я писал выше. Удалось расширить двумя типами представленность этой единицы бывшего СССР до 9 типов. Номера пришли по обмену.
Что касается современного номера 63 региона, то это подарок. Даритель, в очередной раз отказавшийся даже от компенсации пересылки, попросил меня лишь рассказать об этих номерах, что я с удовольствием и благодарностью и делаю.
Итак в марте 2002 г. в ГОСТ Р 50577-93 были внесены существенные изменения. Решено было упразднить номерные знаки на желтом фоне для иностранцев. Пять типов номеров больше не выпускались, их последние остатки выдавались до исчерпания имевшихся на складах знаков, иногда совершенно не в соответствии со старыми правилами. Вместе с тем было решено ввести особые номерные знаки для транспортных средств, предназначенных для коммерческой перевозки пассажиров. В принципе, абсолютно правильная идея - с такими номерами было легче проверить, имеется ли у перевозчика лицензия на оказание услуг или регистрация в качестве предпринимателя в этом направлении. Номер получил название "тип 1Б" и присваивался легковым автомобилям-такси, рейсовым автобусам, включая вахтовки, предназначенные для перевозки людей, например, на шасси ГАЗ-66. У коллекционеров появилась очередная головная боль, т.к. кто-то стал собирать тип 1Б по регионам. А в 2009 г. тип был неожиданно отменен. Что этому послужило, можно лишь догадываться, но мои соображения будут далеки от реальности и я их озвучивать постесняюсь. Номера на желтом фоне стали высоко цениться, т.к. объем их выдачи был не очень велик. Помню, мне удалось обменять такой тип 59 региона на советский номер Чукотки, т.е. на довольно редкий знак. Слава богу, что я не собирал эти номера по регионам, иначе откуда было бы доставать отсутствующие регионы? Я вот даже современные двухзначные пока не все собрал - не хватает двух, 49 и 94, а если только во флаговом исполнении, то еще и 06, 88.
Но довольно быстро выяснилось, что решение упразднить тип 1Б было неверным. По слухам, вопрос о возобновлении выдачи номеров этого типа был поставлен мэрией Москвы. Это позволило бы автоматизировать контроль за движением по выделенным полосам для общественного транспорта, отделить легальных таксистов от нелегалов. И в 2013 г. выдача знаков стартовала снова после внесения очередных изменений в ГОСТ. Кстати, на прошлой неделе я заметил, что номера этого типа 77 региона подходят к концу - выдаются с первой буквой "Х". Так что может быть лет через 10 мы дождемся появления номеров типа 1Б с трехзначным кодом региона, хотя к тому моменту номерные знаки текущего стандарта могут быть заменены чем-то новеньким.
Благодарю всех, кто приложил руку к расширению коллекции и надеюсь, что мы общались не в последний раз! Спасибо и моим читателям, которые стали почаще присылать информацию о появляющихся номерных знаках. На этой неделе одна такая информация завершилась приобретением двух номерных знаков в Башкирии. Надеюсь получить их через дней десять, а значит примерно 14 ноября рассказать о них. А пока анонс следующей недели - расширение представленности серий Курганской обл. Читайте, пишите, предлагайте номера, друзья! И Вы увидите их в этой теме.