ЮМЭ, или черная кошка в темной комнате.Глава 1. 1978 год.
Маленький шестилетний мальчик едет с родителями в дом отдыха, расположенный в Подмосковье. С детства мальчик обращает необыкновенное внимание на автомобили, особенно старые и иностранные, запоминает, а затем записывает номера. Поначалу записи включают все запомненные на улице необычные номера, затем вообще все увиденные, затем только иногородние, а потом исключительно военные номера. Впрочем мы уже забегаем вперед, а этим мальчиком был я.
В Валентиновке делать было особенно нечего, как и в любом другом доме отдыха в советское время. Может быть, были какие-то экскурсии, ведь там любил бывать Чехов. Но я ничего такого не помню. Больше всего мне запомнились две вещи.
На берегу какого-то водоема стоял разграбленный рейсовый ЗИЛ-158. Видимо это был списанный недавно служебный автобус, который кто-то решил отволочь на берег, оставил там, а остальное сделала культурно отдыхающая публика. Стекла были побиты и мелкие осколки застилали весь салон, часть сидений порезана. В связи с этим мне строго-настрого запрещали входить внутрь автобуса, хотя меня тянуло туда как магнитом. Уже в шесть лет я понимал, что брошенный автомобиль - что-то из разряда фантастики, ведь машину покупали надолго и берегли. Каждый такой случай встречи с раздербаненным автомобильным кузовом где-то в лесу или у гаражей надолго резался в мою детскую память.
Второе потрясение было более легким. ГАЗ-69 цвета хаки, с запасным колесом сбоку и фарой-искателем я запомнил хорошо. В целом он особо ничем не отличался от таких же "Козликов", которых еще много сохранилось в конце 70-х. Но меня поставили в тупик его номера серии "юмэ". Что за "юмэ", откуда такие взялись? Я спросил взрослых, но ответа не получил.
Зная, что в Московской области номера на "ю" выдаются массово и уже задействована уже четвертая такая основа серии "юг", я, тем не менее, не подумал, что это тоже знаки Московской области. Узнать, откуда они, я в таком возрасте не смог.
Вернувшись домой, я почти забыл об этом Газике, а номера "юмэ" мне как-то больше не попадались.
Глава 2. 2000-е годы.Не помню точно, когда я первый раз наткнулся на сайт Андрея Богомолова. Сайт был посвящен ретро-автомобилям, но был в нем интереснейший раздел по номерным знакам. Андрей стал первым, кто систематизировал различные данные относительно номеров СССР и не только, и постепенно оброс кругом помощников из разных стран и городов, которые дополняли и развивали направление "Номерные знаки" на сайте Андрея.
Я завис там надолго и узнал много нового. Однако, некоторые вещи, касающиеся номеров, там освещены не были. Я знал эти нюансы очень хорошо, и решил написать Андрею. Он скорректировал данные на сайте, и у нас завязалась переписка, прерывавшаяся иногда на год, потом возобновлявшаяся, а потом мы познакомились лично. Андрей оказался очень приятным в общении человеком, с которым можно было говорить о номерах долго, листать старые фотографии на его компьютере, обсуждать спорные моменты и пытаться найти истину. Тем более, коллекционирование номеров, начавшееся в том же 1978 г, в конце 90-х и начале 2000-х пережило второй и третий импульс.
Благодаря сайту Андрея я узнал, что номерные знаки серии "юмэ" были выданы на легковые служебные автомобили Московской обл. Номера служебных легковушек, особенно черные, являются довольно редкими. Эти номера менялись на новый тип в 1980 - 81 гг. одними из первых, т.е. их сохранение до наших дней было попросту невозможно. Грузовые номера на черном фоне изредка еще попадаются на машинах, находившихся на хранении, специальных, пожарных, у которых пробеги были невелики, и срок службы довольно длительный. Частные владельцы во многих регионах так вообще сохранили до наших дней черные номера и продолжают эксплуатировать на них машины всеми правдами и неправдами.
Но и это еще не всё. Оказалось, что "юмэ" были напечатаны по-ошибке вместо серии "юаэ". "Юаэ" решили не выдавать, а "юмэ" выдали. И в основе ЮМ эта серия была единственной.
Глава 3. 2006 - 2009 гг.В июле 2006 г. я приобрел свой первый ретро-автомобиль, ГАЗ-21 1958 года. Так называемую "Звезду" или "Первую серию". Автомобиль имел различные изменения, в просторечии называемый колхозом, утратил некоторые элементы оригинального декора. Но благодаря ему я вошел в новый мир, подаривший мне множество друзей в разных странах, начиная от Германии и Латвии, кончая Азербайджаном и Арменией. География участников форума газ21.ру, где я зарегистрировался, была очень широкой. Постепенно парк машин расширялся, и в 2009 г. я приобрел автомобиль, который сейчас считается самым ценным из находящихся у меня - ГАЗ-22Д, "Санитарку" в хорошей комплектации и достаточно неплохо сохранившуюся. На ней в 2011 г. я побывал на пробеге в нижний Новгород, посвященном 55-летию с начала выпуска ГАЗ-21, одним из организаторов которого я имел честь быть. В Нижнем я получил из рук Бу Инге Андерссона диплом "За сохранение редкой модификации автомобиля ГАЗ-21". Долгое время автомобиль экспонировался в Московском музее ретро-автомобилей и постепенно из "гадкого утенка" (а именно таким было мое первоначальное отношение к нему) превратился в моих глазах в прекрасного лебедя. Поясню, что не хотел приобретать этот автомобиль, когда он был найден в Нижегородской обл, и лишь "по совету друзей", а точнее после многочисленных их пинков я стал владельцем машины, ибо друзья меня убедили, что это действительно интересный экземпляр.
Все составляющие моих двух увлечений - ретро-автомобилями и номерными знаками сошлись в одну точку, когда мои некоторые автомобили стали появляться на страницах журнала "За рулем" и клубных календарях. Мне было довольно легко установить на автомобиле соответствующие эпохе номерные знаки - черные или даже желтые.
Глава 4. Наши дни.Эта история получила неожиданное продолжение с месяц назад. Один из моих соратников по увлечению ретро-автомобилями приобрел РАФик. Он попросил меня найти ему латвийские номерные знаки - госы белого образца, или черные, но чтобы комплект. И тут у меня промелькнула мысль, что негоже мне, коллекционеру номеров, для своей санитарки использовать знаки, выдававшиеся частным владельцам. Захотелось найти черные номера Москвы или области серии служебных легковых автомобилей. Таких серий в Москве было довольно много - первой была "мог", последней "мню". Задача была бы проще, если бы я жил в городе, где не было разделения серий. Но найти в Москве или области служебную черную серию, да еще комплектом, было непросто.
Четыре недели назад, копаясь в фотографиях на своем компьютере, я обнаружил фотографию санитарки, на ней был номер "юмэ". Очевидно, что я скачал ее с рц-форума.
"Неплохо бы ЮМЭ найти", - подумал я. А то Московская обл. уже почти собрана, не хватает лишь прицепа на букву "о" (была в Подмосковье такая интересная серия "ОА прицеп"), спецсерии "МЗС" да заднего основы "ЮГ". Впрочем, комплект "ЮГЕ" висел на воротах моего старого знакомого по клубу ГАЗ21.ру в Химках. Алексей предлагал забрать номера еще летом, когда я приезжал к нему. Но я решил не распаривать комплект, т.к. передний номер у меня был.
А вот найти ЮМЭ было весьма сложно.
Три недели назад масла в огонь подлили знакомые коллекционеры номеров. При обсуждении моей коллекции зашла речь об отсутствии у меня номеров серии "юмэ" и о том, что найти их непросто. Впрочем, такой номер был в коллекции у Романа Орлова, да и я уже убедился: рано или поздно найдется всё. В ходе этого обсуждения я подумал, как хорошо бы смотрелись номера "юмэ" и в коллекции, и на санитарке. А один из коллекционеров сравнил нахождение "юмэ" с поисками черной кошки в темной комнате.
Десять дней назад Роман Орлов написал мне. Он сказал, что видел фотографию комплекта номеров "юмэ" на одном из сайтов и прислал мне ссылку. Отлично! Комплект номеров, которых не хватает как для коллекции, так и для использования на ГАЗ-22Д! Я списался с владельцем номеров. Им оказался молодой коллекционер, который, выслушав мою просьбу, решил, что он готов обменять мне эти номера. И в прошлые выходные мы пересеклись. Оказалось, что коллекционеру всего 14 лет, это его первый обмен. Я постарался сделать так, чтобы обо мне остались приятные воспоминания и многие интересные артефакты для коллекции Егора вместо его номеров. Егор получил номерные знаки "юмэ" на свой день рождения буквально дни назад, но не отказал мне в обмене. Надеюсь, что он, как и я, пронесет увлечение ретро-автомобилями, которые он пока лишь фотографирует и номерами через всю жизнь.
Тем самым были исполнены две небольшие мечты - найдены "правильные" номера для санитарки и коллекция пополнилась редкой серией подмосковных номеров. Стоит ли говорить, что после этого я съездил и за недостающим задним "ЮГЕ", да и другой коллекционер отдал мне недостающий подмосковный черный прицеп "ОА".
Вот они, на снимке того, что поступило на прошлой неделе.
Теперь я с нетерпением ждал дня, когда можно будет ради такого случая установить номера на автомобиль и сделать хоть пару снимков. Всю неделю было много заморочек по работе, но сегодня я наконец сделал две фотографии.
Вот так теперь спешит наша скорая на вызов. Осталось только "приодеть" водителя в форменную шинель "скорой медицинской помощи", но такую вряд ли где найдешь.
Вот и конец нашей сегодняшней истории. Впрочем, нет. Номер спецсерии "МЗС" - белый, с буквами впереди цифр, я пока не нашел. Если Вы где-то видели такие номера или любые с другими буквами, напишите об этом пожалуйста.
И по традиции о других номерах, что сегодня поступили.
Самым интересным в подборке является транзит "ГБ". Известно лишь, что он был желтым, а "желтые транзиты были до черных". Возможно, у кого-то из жителей Нижнего Новгорода, если они меня читают, найдутся дополнения к столь лаконичному описанию?
Остальное по порядку: номера Кулябской (КЮ), Могилевской (МГ), Калужской (КЖ), Владимирской (ВЛ), Ульяновской (УЛ), Гурьевской (ГТ), Кемеровской (ИИ) обл., Красноярского края (цц), республик Марий-ЭЛ (МС) и Башкирии (БШ). Два велосипедных номера из г. Завольжье Горьковской обл.
Осталось совсем немного времени до Нового года. Пока 2000 номеров не найдены даже с учетом вчерашних подарков, которые на фото отсутствуют. Они расширили на целых три страны число имевшихся у меня, но об этом в следующие выходные.