Сегодня наш рассказ будет посвящен номерным знакам, появившимся в конце 80-х гг., которые я называю «спецсерией», а по-научному, в терминологии ГОСТ 3207-77 «Знаки номерные для транспортных средств» они называются «Тип 8а. Для специальных легковых автомобилей государственных предприятий, учреждений и общественных организаций (передний и задний знаки)».
«Установить, что к специальным легковым автомобилям относятся автомобили, укомплектованные предприятиями-изготовителями специальным стационарным оборудованием или имеющие в соответствии с государственным стандартом специальные световые и звуковые сигналы, цветографическую окраску и надписи. На специальные легковые автомобили выдаются особые регистрационные номерные знаки и наносятся опознавательные полосы», сообщал п. 11 Постановления Совета Министров СССР 1989 г. Такими автомобилями были медицинские, аварийно-технические водоканала, службы газа и других коммунальных служб, учебные, инкассаторские. В некоторых регионах в этот перечень включали милицейские автомобили.
Номера эти представляют собой вытянутую белую пластину, но в отличие от стандартных передних номерных знаков грузовиков того времени или двух номеров легковых автомобилей государственных предприятий, трехбуквенная серия расположена перед цифрами. Может быть повторюсь, но т.к. лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, вот фото:
Введены знаки были в одной из последних редакций ГОСТа в сентябре 1989 г. в рамках борьбы с нецелевым использованием служебных легковых автомобилей. Хотя могли появиться за тридцать лет до этого. Совершим небольшой исторический экскурс.
Любая бюрократическая система всегда озабочена отысканием привилегий для своих работников. Отсюда постоянное увеличение числа работающих в такой системе, а также, в разное время, набора социальных благ, которым сопровождается пребывание внутри системы. Бесплатные обеды, пайки, путевки, проезд на общественном транспорте и прочие виды льгот были доступны в СССР работникам даже низового уровня некоторых ветвей государственного аппарата. Для среднего звена «пряники» были покрупнее – квартиры улучшенной планировки в хороших районах, покупка в закрытых распределителях импортных товаров и еды, мебели и т.п. Ну а руководители могли рассчитывать не только на это, но еще и на персональный автомобиль, собственный кабинет и секретаршу. Вспоминается по этому поводу поговорка одного из моих преподавателей с кафедры ремонта автомобилей МАДИ, полковника в отставке. «Есть в армии три вида полковников», - говорил он: «Эй, полковник! – у которого нет ни автомобиля, ни кабинета, просто полковник, у которого нет служебного автомобиля, но есть кабинет, и товарищ полковник, у которого в наличии и кабинет, и служебный автомобиль». Конечно же, всем «эй, полковникам» хотелось стать «товарищами», и в связи с этим медленно, но верно, штат помощников и подчиненных таких людей раздувался, круг решаемых вопросов как бы увеличивался, рос номенклатурный вес и блага, которые этому весу соответствовали. И служебный автомобиль был, наверное, самым вожделенным предметом. На нем можно было ездить из дома на службу и обратно, хотя официально это не разрешалось, да и на дачу по выходным тоже. А пока «товарищ» занимался важным делом, его жена могла прошвырнуться по магазинам с ветерком и комфортом. Все за госсчет, да и возиться с ремонтом и обслуживанием не нужно. А автозапчасти в советское время были тем еще дефицитом!
Если вы думаете, что такая ситуация возникла в относительно сытые 70-е годы, то сильно ошибаетесь. В 1938 г. впервые вышли решения высших органов власти, которые пытались обрубить щупальца растущему и охочему до благ аппарату, в том числе и сократить количество очень немногих тогда легковых автомобилей. Излишки таких машин передавались в такси, служба которой в 1938 г. получила дополнительный импульс. Но масштабы сокращения 1938 г. были несравнимы с большой кампанией 1959 г.
Борьба с увеличившимся парком служебных легковых автомобилей проходила следующим образом. Кто-то наверху, обычно в Госплане, обращал внимание, что отводимые на содержание служебных автомобилей средства превышали всякие разумные пределы. В масштабах страны расходы составляли миллионы рублей. Следовала служебная записка и проект постановления Совмина СССР, по которому число служебных легковых автомобилей следовало сократить – на 10 или 20 %, иногда план давался каждому министерству в отдельности. Но из перечня сокращаемых исключали такие-то и такие-то виды служебных автомобилей, например используемые для инкассации денежной выручки, службы линейного контроля Минавторанса и т.п. Проект постановления Совмина направлялся на согласование в министерства и ведомства, из которых приходили однотипные ответы: «В целом министерство водопровода и канализации не возражает против принятия постановления в указанной редакции, но просит включить в перечень не подлежащих сокращению легковых автомобилей имеющиеся в министерстве автомобили, используемые для проезда бригад по осмотру внешних видов канализационных люков, для чего добавить пункт такой-то после слов «автомобили для инкассации денежной выручки», словами «автомобили для осмотра канализационных колодцев». Далее следовали пассажи о том, как важно иметь в штате автомобили для осмотра канализационных колодцев и что без них работа служб министерства встанет, а фекалии будут растекаться бурной рекою. А министерство по заморозке мясных туш требовало исключить из перечня сокращаемых легковые автомобили для бригад контролеров качества туши, мотивируя тем, что без комфортного передвижения они с ног собьются и не смогу осмотреть все туши, что требуется.
Важный дядя из МВД или Госплана смотрел на это письмо, смеялся про себя (как смеялся я, просматривая пачки таких писем в архиве), и в 99% не давал хода инициативе министерства, оставляя первоначальный перечень служебных легковых автомобилей без изменения. Хотя были и исключения. Например по результатам писем сразу нескольких министерств были сохранены автомобили службы «Безопасность движения», правда не путем внесения в список не подлежащих сокращению, а методом внесения в перечень специальных легковых автомобилей. При этом на автомобили полагалось нанести специальную окраску, установить громкоговоритель и даже маяки, которые включать было нельзя. И приходилось чиновнику, который раньше спокойно ездил домой на черной Волге, проведенной как автомобиль по безопасности движения, садиться на сиденье канареечного окраса машины, на которой уже по магазинам и в министерство не заедешь – машина-то специальная, а не служебная. Начальники могут и нагнуть.
Большая кампания по сокращению служебных легковых автомобилей была предпринята в 1959 г. Вышло постановление Совмина СССР №2021, в рамках которого было предписано сократить число служебных легковых автомобилей, излишки передать организуемым на местах пунктам проката, где каждый желающий мог взять автомобиль без водителя напрокат из расчета 300 руб. (обр. 1961 г) в месяц, кратно числу дней, а также в службу такси, а уж совсем невостребованные автомобили продать частным лицам или бывшим начальникам, чтобы можно было ездить на автомобиле на дачу и по делам жены, но платить за его обслуживание и ремонт самостоятельно. ГАИ при этом предлагалось усилить контроль за использованием служебных и специальных легковых автомобилей и рапортовать в Совмин о ходе выполнения работы по выполнению постановления.
В 1959 г., однако, не было сделано перечня специальных легковых автомобилей, и в рамках проверки выполнения данного постановления с мест приходили вести, что «главный механик завода Спецтяжавиабурение» на служебном легковом автомобиле ГАЗ-69 сделал ящик для инструмента, после чего перевел его в разряд специальных и не подлежащих сокращению», из-за чего планы по сокращению служебных легковых автомобилей приходилось продавливать с большим сопротивлением. С мест рапортовали: «На заводе ЗИЛ автомобиль ЗИС-110 проведен как используемый для инкассации денежной выручки» (кто не знает, ЗИС-110 – легковой автомобиль высшего класса, которым обслуживались министры, а по партийной линии далеко не всякие секретари обкомов). Или что около 230 «специальных легковых автомобилей» привезло пассажиров смотреть хоккей на стадион в Свердловске.
Благая в данном контексте новелла из п. 7 Постановления №2021 от 1959 г. о регистрации специальных автомобилей с выдачей особых номерных знаков выполнена не была по непонятной причине. В результате особых номеров спецавтомобили не получили, и эта новелла была отменена лишь в 70-е годы.
Следующей компанией по сокращению числа вновь разросшихся служебных автомобилей стартовала в середине 70-х. Все повторилось – новое постановление Совмина, но в дополнение к нему принят перечень служебных легковых автомобилей. Это в некотором роде осложнило увод служебных легковых автомобилей в разряд специальных, но особого эффекта тоже не принесло.
Новая редакция перечня специальных легковых автомобилей взамен принятого в 1975 г., была утверждена 27 апреля 1989 г. Госстандартом СССР, МВД СССР и Минавтосельхозмашем СССР в соответствии с решением Совета Министров СССР от 21 марта 1989 г. №ПП-6548. Но в прежних редакциях Перечня не включалось правило выдачи на автомобили особых регистрационных номеров. Эти особые знаки впервые появились весной 1989 г. Таким образом, спустя 30 лет после выхода Постановления СМ СССР №2021, которым предусматривалось выдавать на специальные легковые автомобили особый тип номерных знаков, эта идея была, наконец, реализована. Вот небольшая заметка, посвященная этому.
http://www.zr.ru/archive/zr/1989/06/sobytiia-fakty#13Наконец-то были введены особые номерные знаки для специальных легковых автомобилей.
Имеются сведения, что не во всех регионах СССР существовали номерные знаки типа 8а. Под вопросом существование номеров типа 8а в Карелии, Хакассии, Астраханской, Вологодской, Калининской, Кировской, Курганской, Омской обл. В Ленинграде и Ленобласти для особых номеров использовалась единая серия «ЛОВ». Как правило, для номеров типа 8а использовалась текущая серия региона с буквой «С» на конце («АТС», «ГРС», «ЕАС», «ТБС», и пр.), но в некоторых регионах третей буквой могла быть и другая («АБР», «РЯВ», «СОЮ», «ЯКЯ» и пр.). В Московской обл. особые номера серии «МЗС» имели ту же буквенную серию, что и номера для грузовых автомобилей. Аналогичные совпадения у номеров типа 8а происходили с номерами типов 1 и 3 серий «ЛОВ», «ЕАС», «АБР». Пока нет однозначных подтверждений, что цифровые сочетания в таких случаях не дублировались. В конце 1989 г. было проведено дальнейшее упорядочение использования легковых служебных автомобилей, в связи с чем вышел Приказ МВД. Им предусматривалось до 31 августа 1990 г. завершить перерегистрацию специальных легковых автомобилей с выдачей особых номерных знаков, для чего обеспечить поставку по заявкам ГАИ МВД, УВД особых номерных знаков в 1 полугодии 1990 г. с повышением качества номерных знаков. Но эти благие пожелания были написаны, скорее всего, для проформы. Только год назад были произведены номерные знаки типа 8а для подавляющего большинства регионов СССР, так что пока они имелись в наличии, новые знаки не могли быть востребованы. Более того, в условиях развала страны с выпуском и получением номерных знаков были большие проблемы – настал дефицит. В итоге часть спецсерий выдавалась взамен самых обычных номерных знаков в том числе частным владельцам. Это происходило в Могилевской, Винницкой обл., Эстонии, Азербайджане да и в некоторых других регионах СССР.
А еще через три года система номерных знаков по ГОСТ 3207-77 приказала долго жить, и специальные номера постепенно исчезли из обращения. Номерные знаки этого типа являются самыми редкими типами из массовых видов стандарта 1977 г. Автор, если брать весь типаж белых номерных знаков, испытывает самые большие трудности с поиском именно этих номеров. Поэтому, повторюсь, хотя толку от этого никакого нет, но все же: если кто-то где-то увидеть такой номер, дайте знать. В моей коллекции всего 11 таких номеров.
А под конец традиционная информация о новинках в коллекции. "Нас мало, но мы в тельняшках".
Три номерных знака обр. 1946 г. Латвийской СССР расширили представленность серий, сильно уставший военный номерной знак периода до середины 60-х чуть было не расширил представленность типов, но для мотоциклетного он многоват. Гос из Белгородской обл. увеличил число знаков этого региона до семи. И всплыл номер извозчика из Нахичевани на 1894 г. Пусть будет.
Боюсь, что на следующей неделе и такого небольшого количества не будет, т.к. всю неделю было не до поисков в попытке расширения коллекции. Пишите!