Сегодня я закрою давешний свой гешефт. Я обещал рассказать про один из номеров костромского прихода позднее. Тогда уже готовился обмен номера, который смог бы наглядно показать то, о чем я сегодня и расскажу. Так как обмен состоялся, и наконец дошла очередь до выкладки этих, как предполагалось, всего двух номеров. Но за месяц нашей паузы к ним добавились еще два аналогичных номера. Давайте посмотрим, что тут у нас.
Размеры у номеров весьма крупные. Те, кто меня часто читает или просто разбирается в советских номерах, один из них тотчас же определят как задний номерной знак обр. 1936 г. Первый - серии "УУ". Это Полтавская обл. УССР. Сейчас по понятным причинам номера оттуда приходят нечасто. А по наполненности области типами она, увы, не входит в состав лидеров. С появлением знака обр. 1936 г. закрыт лишь 11-й тип, осталось в розыске семь. Самое обидное, что пять из них уже давно лежат на Украине и ждут оказии для отправки сюда. Но когда это произойдет, и произойдет ли вообще - большой вопрос. Номер сохрана весьма среднего, хоть коллега и пытался его очистить, оживить и даже справился с разгибанием поврежденных загнутых углов. В остальном, номер ничем не интересен и вопросов не вызывает.
Еще два номера серий "МЮ" и "ЛП" соответственно из Мурманской и Ленинградской обл. Интересно, что в коллекции передний номер обр. 1936 г. Мурманской обл. был представлен знаком с цифрами 14-72, а задний пришел с разницей в несколько лет, но с цифрами 14-88. Очень близко! Кстати и передний серии "ЛП" тоже в коллекции был - 83-50.
Теперь последний номер серии "ЯЩ". Обнаружен знак был в Нейском районе Костромской обл., который когда-то был частью Ярославской обл. Краска с него облезла, но приглядевшись, можно понять, что размер номера приблизительно как у "УУ". Однако, буквы серии маленькие и смещены вверх и влево, как у номеров предвоенного образца. Но те-то номера были на небольших пластинах, размер которых сохранился до появления советских белых номеров, т.е. длиной около 290 - 295 мм. А размер нашего знака не позволяет отнести его к типажу условного 1940 - 1941 года. Далее. Видно, что начертания цифр "4" между собой отличаются, при этом символы штампованные. Вообще, когда этот номер всплыл лет 5 назад, я предполагал, что это самостоятельно изготовленный номерной знак предвоенного стандарта - размер по фото был непонятен. Было интересно пощупать его руками и посмотреть вживую. Тогда я видел фото лишь с одним этим номером. Но с ним не спешили расставаться. Прошло время, и договариваясь о покупке уже большого числа номеров и увидев его на фото с другими, я понял, что выглядит он не так, как следовало бы для этого предвоенного стандарта. Это еще не всё: Знаки серии "ЯЩ" с цифровыми наборами сильно меньше моего - это обычные номера обр. 1936 г. Тонкое железо, большие буквы, как у "УУ". А толщина моего номера не менее 1 - 1,5 мм, что нетипично для довоенных номеров. Так что же перед нами?
Думаю, не ошибусь, если предположу, что у нас знак послевоенной выдачи. Об этом говорит странная для такого размера мелкая сдвинутая вбок серия. То есть о новых номерах в Ярославской обл. уже знали, но вот, видимо, в размерах не ориентировались. Тогда с металлом было туго, производство номеров на заводе системы МВД организовать не всегда получалось. Были разрешены временные номера "по присвоению", которые делались подручными силами. Может быть, в Ярославской обл. изыскали возможность производства знаков на каком-то местном заводе, и знаки выдавали? Ведь он не выбит от руки или просто покрашен на пластине, что тоже случается. Символы четко проштампованы, да и для металла такой толщины нужно прессовое оборудование надлежащего качества. Так вот, в условиях, когда серия выделена была, а централизованной поставки номеров не было, этот номер могли выпустить местными силами. Но каков был объем выпуска? Непонятно, ведь для этого нужно видеть его аналоги. Может это вообще какой-то отдельный любитель технической эстетики смог договориться и сделать себе такой номер? Ну не любил человек крашеные номера. Маловероятно, но со счетов списывать не стоит.
В общем, перед нами какой-то непонятный знак. Считать ли это местным исполнением номеров обр. 1936 г. преждевременно. Для этого нужны фотографии аналогов. А пока знак останется в коллекции, разгадка истории появления на свет этого экземпляра впереди. Что же касается номеров Ярославской обл., то номер не стал очередным найденным типом, ибо собрание области уже было представлено даже двумя знаками обр. 1936 г. серии "ЯО". Остается найти всего лишь два типа номеров. Это автономер обр. 1946 г. и спецсерия - впрочем, это наиболее редкие типы в каждом регионе. Спецсериями закрыто 15 регионов РСФСР, нет их в 17-ти регионах. Что касается автономеров 1946 г., то они есть в 29 регионах (плюс прицепной номер Карело-Финской АССР) и отсутствуют в 46 (я считаю вместе город и область даже в случае, когда для них были предусмотрены разные серии, как например, в Свердловске и области).
Поиски впереди еще большие. Это к вопросу о том, как часто говорят, что я уже всё собрал. Как видите, по многим типам номеров это далеко не так. Поэтому пишите, если есть желание обменяться номерами или предложить их в дар или на продажу. А в следующий раз поговорим об одном значимом обмене, который стал результатом такого же обращения к читателям. Правда, произойдет это теперь через две недели. Я как раз окажусь в том городе, номера которого намеревался представить ещё в начале октября. Но работы было много...