Доброго времени суток и с наступающим всех читателей! Сегодняшнее пополнение стало лишь 13-м в этом году, и наверное, можно было бы сказать, что ничего интересного в нем не ожидалось, пока я не получил один номерок. Он не бросается в глаза из-за невыигрышного сочетания цветов и малого размера, но с приличной натяжкой можно, тем не менее, сказать, - "Мал золотник, но дорог". Дорог не в финансовом смысле, а в смысле моего интереса к нему, и связанной с ним истории.
Она начиналась в 70-е годы ХХ в. Тогда один человек, работавший главным инженером строительного предприятия, поехал осматривать чердак здания в центре Москвы, которое предстояло реконструировать. На чердаке, видимо, никто долго не был, А если и был, то не разглядел коробку с номерами извозчиков, переложенных бумажками и так и не выданных. А наш герой увидел, заинтересовался и забрал её с собой. По воспоминаниям его сына, отец собирал разные бутылочки и пузырьки, но и мимо номеров извозчиков не прошел, за что его стоит поблагодарить. Один из номеров он подарил своему маленькому сынишке по имени Михаил.
Прошли годы, Михаил подрос, стал зрелым мужчиной, у которого появилась уже своя семья, выросли дети, но интерес к истории, переданный от отца, он сохранил. И номер извозчика тоже оставался у него, не был сменян на какие-то интересные артефакты советского детства, такие как вкладыши от жвачек, иностранные монеты или что-то еще. И как знать, как сложилась бы судьба этого номера в таком случае? Номер извозчика удачно дожил до наших дней. Как-то Михаил решил написать о нем моему хорошему знакомому Андрею Богомолову - человеку, который впервые в Интернете стал собирать и структурировать информацию о номерных знаках. А Андрей рассказал о номере мне.
Интерес к номеру был связан с тем, что дореволюционных номеров извозчиков у меня некоторое количество имеется. Но как ни странно, послереволюционных не было ни одного. Да и если бы был, всё равно это достойный знак, который в любом случае был бы интересен. Поэтому я, во-первых, попросил право опубликовать фото номера в готовящейся книге об истории номеров России и СССР, на что Михаил дал положительный ответ. Там есть фото извозчика с лошадью, на хомуте которой красуется аналогичный знак, но он плохо различим. Теперь этот недочет можно было исправить. И во-вторых, конечно же, я спросил, сможет ли этот номер пополнить коллекцию? Тут я и услыхал историю и получил обещание в перспективе поискать другие номера. Дело было летом, некоторые жизненные перипетии отсрочили эти поиски до декабря, но в декабре я получил четкий ответ, что ничего найти не удалось. Может быть папа Михаила разменял оставшиеся номера еще в 70-е годы. Интересно, что они нигде с той поры не всплывали. Впрочем и количество их было непонятно. Может было там в коробке номеров 5 или 6, никто уже не помнит. Главное, что надежды найти номера рухнули. Но Михаил принял решение передать мне свой номер, за что ему большое спасибо! Теперь знак представлен и в личной коллекции.
Сейчас номер "упакован" в рамку вместе с велосипедным номером на 1925 год. У них схожий дизайн, но разные форма и цвета, вместе они отлично смотрятся. Было бы отлично найти велономер - одногодку нашего героя с датой действия до 1 апреля 1927 г. (то есть на 1926 г), но пока такого шанса не представлялось. Впрочем, кто знает, ведь закон парных чисел для меня в области коллекционирования действует очень неплохо. Как знать, может найдется очень быстро номер извозчика на другой близкий год, или упомянутый московский велономер на 1926 г.? Такие случаи в моей практике не редкость.
Три других номера особого интереса не вызывают. Номера с обозначениями "тр-р" и "пр-п" для тракторов и тракторных прицепов часто попадаются в состоянии невыданных, ценностью не являются и стоят недорого. Многие коллекционеры их даже не собирают, так как их выдавала не ГАИ, а разные ведомственные органы. Но мне нравятся такие желто-черные номера. Из-за цвета их часто относят к знакам обр. 1946 г, что в корне неверно. Два из них серий "МИ" и "МС" - номера Минской обл. обр. 1965 г. В коллекции этот тип области был представлен знаком серии "БЭ". Тут рассказывать нечего - пришел, увидел, купил. Заслуживает внимания только то, что в Белорусской ССР эти знаки выпускали на собственном предприятии, т.к. нюансы изготовления имеющихся знаков говорят об этом вполне конкретно. Что это было за предприятие, мог бы рассказать ярлык из ящика с номерами, благо найдено было их по нескольку десятков каждой серии. Но ярлыки не сохранились. А узнать было бы интересно.
За знак серии "ЩФ" надо поблагодарить читателей с драйв2. Несколько человек прислало мне ссылку на пост, в комментарии к которому упоминался один интересный тип номера. Я сразу же связался с владельцем, стремясь узнать детали. Он написал, что когда-то давно нашел номер в сугробе. К сожалению, тот интересный номер оказался непромышленного изготовления. Бог знает, кому и зачем захотелось самому его выбить. Но на дверях гаража отыскалось еще несколько номеров, один из которых у меня отсутствовал, а теперь появился благодаря проведенному взаимовыгодному обмену. Да и человек оказался хорошим в общении, побольше бы таких людей! Серия "ЩФ" Министерства геологии была представлена лишь тракторным знаком, причем его цифровой набор 01-82 отстоял всего лишь на 50 единиц от сегодняшнего собрата для тракторных прицепов. Интересно было бы найти знаки с одинаковой нумерацией. В любом случае, еще один пробел закрыт. Спасибо за обмен, и всем тем, кто написал мне об этом! Вообще в этом году при небольшом количестве поступивших номеров стоит отметить, что много их пришло с помощью или по информации читателей, что особенно ценно!
Всем читателям пожелаю успехов в наступающем году, мирного неба и здоровья! Ну и традиционно с благодарностью приму информацию о номерных знаках, что появляются в зоне вашего внимания!