Очень меня радует такой ритм обновлений два раза в неделю. Ну прямо вот очень! Нагоняю довольно плотно обычный среднегодовой график, правда 26 пополнений к 1 июля все же не будет. Что там у на сегодня? У нас снова - советские номера.
Как-то один читатель, ознакомившись с недавним приходом, где были несколько отлично сохранившихся тракторных номеров, и мы еще разбирались с ведомственной принадлежностью серий, не поверил мне. Он решил, что это новоделы. Дескать, за столько времени откуда взяться такому обилию новеньких знаков. Давайте разбираться, откуда такое в принципе возможно. И у нас в очередной раз во весь рост встанет тема металлоприемок.
Высокие закупочные цены на металл заставляют людей искать то, что когда-то было хорошо припрятано еще в советское время. План по сбору металлолома существовал почти для каждого предприятия. Только вот перевыполнять его было чревато. Ведь металлолом сегодня мог быть, а завтра мог и не быть, это определялось разными факторами. И если сдать всё что есть, перевыполнив план аж на 20%, с фанфарами и заметками в заводской многотиражке в текущем году - на следующий год поставили бы еще более высокий показатель. А откуда взять металл, если в каком-нибудь небольшом колхозе за один год могли списать три трактора, а за следующий - ни одного? Поэтому перевыполнять такой план считалось вредным. Орденом не наградят, а на другой год спросят со всей строгостью. Такие вот издержки плановой экономики.
Что мы имеем сегодня? Такое отношение к металлолому в советское время породило сегодня немногочисленную профессиональную группу людей, ищущих металл по лесам и полям. Они, в большинстве, конечно, "копают по войне" или "старине", но находки с каждым годом все реже и реже, а вот металлолома на просторах пока хватает. И рыцари металлоискателя и лопаты также вполне достойны стать героями моих репортажей. Все номера сегодня так или иначе связаны с металлоломом и людьми, металл собирающими. И в нашей тройке хитов третье место получает человек, сдавший на металл ящик номерных знаков тракторных прицепов Белгородской обл. К сожалению, с самим человеком я не знаком, подробностей этой находки не знаю. Может он и не с металлоискателем ходил, а просто посетил какой-то заброшенный колхоз, где в полуразвалившемся коровнике увидел деревянный ящик и не прошел мимо, а заглянул внутрь. А там - ба! Стройными рядами лежат проложенные бумажкой желтенькие номера, вот правда, не повезло им. Лежат довольно долго, часть уже потеряла краску. Впрочем нашедшему это было неважно. Он загрузил ящик и отвез его на ближайшую металлоприемку. 30 кило номеров по 20 рублей - в целом неплохая прибавка к пенсии, радостно думал он, получая деньги. Также радовался и коллекционер из Белгородской обл., который обнаружил тот самый ящик на металлоприемке и решил его целиком забрать. Правда по месту выяснилось, что краска потеряна у большинства знаков довольно прилично. Но некоторые все же могли сгодиться для коллекции. Вот и я узнал об этой находке, когда на одном из ресурсов появилось около сотни номеров серии "БЦ пр-п", идущих подряд. Остальное дело техники - проверить, нет ли у меня такой серии, убедиться в этом, написать и приобрести один из более-менее сохранившихся номеров. Жаль только, что это лишь вторая серия тракторного прицепа области, а не первая серия трактора, которого у меня для Белгородской обл. после "разжалования" из региональных серии "ЦТ" у меня теперь нет, как нет и мопедного номера. Есть еще пробелы в мотоциклетных сериях, нету автономера 1946 года, спецтехники 1977 г. Есть куда стремиться, в общем. Но третье место хит-парада номер в состоянии занять.
Второе место занимает подборка номеров Тамбовской обл. Серии этих знаков начинаются на "Т". И вот тут мне, помимо прочего, не хватало как раз тракторного прицепа - теперь же они представлены сразу тремя сериями. К двум тракторным сериям 1965 г. добавились еще две. В поиске три типа знаков Тамбовской обл. - автомобильный 1946 г, автоприцеп обр. 1958 г. и тракторный прицеп обр. 1977 г. В целом очень ничего! Находка занимает второе место моего хит-парада. А дело было так. Продавец как раз и принадлежит к профессионалам в области поиска. Ходит себе с "катушкой" по лесам и полям, результатом чего являются находки хорошие и разные. Вот и около сотни разных серий номеров спецтехники нашлись в лесу закопанными в землю. Откуда они там оказались? Думаю, закопали их в начале 80-х, когда перешли на другой стандарт номерных знаков. Невыданные номера прежнего стандарта в тот год в металлолом не сдали то ли по причине, что план был и так хорошо выполнен, то ли просто не решились возиться с продукцией, требующей особого отношения - всеж-таки номер это документ строгой отчетности. Короче, похоронили. Представляю, как обрадовался мой корреспондент, накопав в количестве небольших железочек. До металлоприемки они не дошли, но на одном ресурсе появилось объявление, о котором я и узнал, пусть поздно, но не совсем.
По идее, тема закопанных в землю номеров не настолько редка, как кажется. Какие только я истории не выслушивал и в каких в своё время сам не принимал участия! Например, на территории одного из отделов ГАИ Москвы, расположенных прямо за МКАДом, в 1995 г. было точно также захоронено несколько сотен номеров. Эти номера были сняты за техосмотры, но за ними никто не приходил более года. Все они были актированы, но резать их было нечем, а главное - муторно. Вот и зарыли их где-то на территории. Побродить бы там с металлоискателем, но ктож даст-то? Но может когда-то через много лет их и найдут. И тогда археологи будущего наверняка наткнутся в Интернете мои рассказы, в которых я уже сообщал и про находки номеров в старых блиндажах и землянках, на обочинах дорог невдалеке от боевых действий, в небольших озерах... В общем, в местах, куда выкинуть легко, а взять уже тяжелее. Рассказывали, как на Чукотке захоронили советские номера, выкинув их в металлический контейнер и сбагрив его где-то в море на побережье. Эх, по Чукотке у нас много пробелов.
Но вернемся к тамбовской находке. Видимо, кислотность почвы оказалась такой, что номера за эти годы сильно повредились. Назвать состояние большинства из них коллекционным я не могу. Но пока они свою роль выполняют - и закрывают пробелы в коллекции, и хоть какую-то историю о номерах я смог рассказать. Может когда-то попытаюсь обработать их слабыми растворами кислот, и глядишь, вытянем из них побольше красочки. Посмотрим.
На первом месте нашего хит-парада прицепной номер Костромской обл., который также закрыл еще один нужный тип. Все черные типы теперь в сборе, из белых не хватает тракторного прицепа, плюс еще в поиске сложные номера 1936 и 1946 г. Вот так следует записать наши результаты:
Белгородская обл. +1 серия (тракторный прицеп обр. 1965 г.), итого 13, в поиске 4;
Костромская обл. +1 тип (прицеп обр. 1958 г.), итого 14, в поиске 3;
Тамбовская обл. +1 тип (тракторный прицеп обр. 1965 г. трех серий), +2 серии (трактор обр. 1965 г.), итого 14, в поиске 3.
Что, почему так кратко? Историю хотите? Ну хорошо, хорошо, тем более сказочке этой миллионом голосов зрителей присуждается первое место в хит-параде. Так вот. О том чуде мне коллега по хобби поведал, а там по его наводке и я сам всё точнехонько разузнал. Жили-были дед да бабка. Ой, нет. Просто жил-был дед. Может и с бабкой жил, но это для истории неважно. Важно, что был дед когда-то гаишником и служил он в молодости в регистрационном пункте в поселке одном в Костромской обл. Служил и не тужил. Потом пришла политика перестройки и гласности, затем настал развал Союза с закрытием ближайших к поселку предприятий, вот и племя гаишников оттуда ушло, пункт забросили.
Шел год за годом. Избушка почти ушла в землю, и вот по наводке деда избушку решили проведать гости. Гости были не простые, а золотые. Точнее приборы у них были такие, что могли и золото найти, и от чугунины его отличить. Забрались гости в избушку, а там глядь - крыши нет, стены того гляди совсем разрушатся, по центру лужа и грязь. Из этой грязной земли виден торчащий какой-то еще более грязный плотный ком и крупный, к тому же. Поводили гости своими приборами - чего-то металлическое отзывается и большое, в землю уходит. Метеорит может по типу тунгусского - упал, крышу разбил, лужу образовал, в землю ушел, но фрагментик на божий свет показует. А дед и говорит: "Пилите, Шура, пилите!". Тьфу: "Копайте, ребята, копайте!", и что мол, сейф это! Ребята как про сейф услышали, ай-да копать еще быстрее! Они у нас были не робкого десятка, к тому же физической работы не боялись, лопатами махать приучены. Помахали немного, углубились, стропы к несгораемому железному ящику привязали. Напряглась команда - внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку... Тьфу - конечно же за всякие им известные механизмы типа лебедок, а также при помощи призывов к какой-то таинственной матери все же выволокли "ужасно тяжелый" кусок металла на божий свет. А то и впрямь оказался сейф древний! Подумали они, вдруг там яйцо, а в нем смерть Кощея? В общем, сейф как-то открыли, и посыпались оттуда железки! Ой богато их было. И черные, и немного белых, все с цифрами и буквами - то, что племенам гаишников обычно и нужно было для выживания. Номерные знаки, стало быть.
Все железки когда-то были совсем новыми, но долго лежали стопочкой, проложенные себе листами бумаги. Конечно, пребывание в земле и грязи сейф не пощадило, и его содержимое оказалось очень разным. Бумага сопрела, номера поржавели. Ну а дальше все как в жизни. Благо золота и брильянтов в сейфе не оказалось, путь ему лежал на местную металлоприемку. Но на счастье коллекционеров зашла туда Наталья Премудрая. Подумала она, что негоже сдавать такие железочки на металл, вдруг кому сгодятся? Вот и правильно же подумала! До нас большинство дошло в состоянии так себе. Но были там и красивые номера, после того как отмыли их. Таковые меня не интересовали, а вот прицепной номер серии "КО" мне пригодился. Так что спасибо коллеге за информацию, Наталье за номер, а мне за сказочку, основанную на реальных событиях, как сейчас модно писать.
И уже традиционно наш обратный отсчет выглядит так:
- до 1000 номеров по типам РСФСР осталось 32 номера (+2 сегодня).
- до 1400 номеров по типам Республик Европейской части СССР осталось 4 номера (+2 сегодня).
Пишите письма, буду рад любой информации и предложениям! Заранее спасибо!