Взято отсюда:
http://avto4x4.narod.ru/staty/vaserman.htmВсе легковые автомобили повышенной проходимости в годы Второй мировой войны и непосредственно после нее служили армейскими командирскими или связными машинами, а также тягачами легких артсистем. И не больше...
Только американская компания «Уиллис-Оверленд» в 1955 году начала выпуск полноприводного универсала CJ5 (civilian jeep, или гражданский джип), унифицированного с джипом Willys Mb.
А на ГАЗе с июля 1953 года было освоено производство внедорожника ГАЗ 69 – типичного армейского автомобиля, который недвусмысленно красили в цвет хаки. Ведущим конструктором этой машины был 45-летний Григорий Моисеевич Вассерман. Талантливый инженер, воспитанник и помощник Виталия Андреевича Грачева, «короля внедорожников», он увидел отечественный гражданский джип в комбинации двигателя и ходовой части ГАЗ 69 с кузовом «Победы».Эта машина (под названием ГАЗ 72) стала сходить с конвейеров 1955 году. Она быстро получила признание председателей колхозов. А Вассерман уже задумался над компактным аналогом ГАЗ 72. Как раз в это время московский МЗМА готовился перейти на новый «Москвич» 402 – оригинальную и весьма передовую в технологическом отношении модель.
А что, если?.. Вассерман спроектировал ГАЗ 73 – двухместную машину длиной 3,4 м с колесной базой ровно 2 м и 35-сильным мотором от нового «Москвича». Привод на все колеса, причем на передние – отключаемый. Шарниры равных угловых скоростей Григорий Моисеевич применил шариковые, типа «Бендинс-Вейсс», как на ГАЗ 69. Да и двухступенчатую раздатку скомпоновал как уменьшенную копию аналогичного узла ГАЗ 69. Так же поступил он с задним и передним зависимыми ведущими мостами. «Победовские» руль и рычажные гидравлические амортизаторы дополняли картину. Кузов изящный, «пузатенький», с вместительным багажником для инструмента и запчастей сельского механизатора, вынужденного в страду мотаться между МТС (помните, что это такое?) и вышедшими из строят комбайнами, сеялками, тракторами. ГАЗ 73 родился в виде двух опытных образцов.
Рис. Двухместный ГАЗ 73 Вассермана легко идет по жидкой грязи. 1956 г. Рис. Испытания «летучки для сельских механизаторов» – ГАЗ 73 с кузовом «купе». 1956 г.
Идея комфортабельной летучки для механизатора очень понравилось Хрущеву. Реакция Никиты Сергеевича на Вассермана была положительной, и вскоре – «любой ценой, в кратчайшие сроки». Но тогда ГАЗ по уши был загружен. Тут и подготовка производства первой «Волги» ГАЗ 21, и БРДМ, и гусеничный ГАЗ 47.
Задачу довести концепцию Вассермана до серийной модели возложили на МЗМА. Через два года, в первом квартале 1957-го, завод начал выпуск «Москвича» 410. Эта модель с зависимой подвеской всех колес, 35-сильным мотором, дорожным просветом в 220 миллиметров и комфортабельным 4-местным кузовом не имела прецедента в мировой практике. В Европу вкус к таким полноприводным автомобилям еще не появился, и все «Москвичи» 410 шли на внутренний рынок, который принял их как машины, органически необходимые именно нашей стране.
Рис. «Москвич» 410 с 35-сильным двигателем и 3-ступенчатой коробкой. 1957 г. Рис. «Москвич» 410Н с 45-сильным двигателем, 4-ступенчатой коробкой и новой решеткой радиатора. 1960 г.
С 1958 года новый внедорожник получил верхнеклапанный 45-сильный мотор и как альтернативу седану – кузов «универсал» (модификация «Москвич» 411), а с 1960 года еще и 4-ступенчатую коробку передач. По сравнению с базовыми моделями 402 м 407 у 410-го был ряд новшеств: подвесные педали, дополнительный масляный радиатор, усиленные колеса с шинами повышенной проходимости, переключение передач рычагом на руле, а напольным. Европейские заводе и автомобильные фирмы увидели в «Москвиче» 410Н (так называлась машина с 1958 года, после замены двигателя) некое русское чудачество вроде ненужного в эпоху электрических чайников самовара.
Рис. «Москвич» 411 с 45-сильным двигателем и 3-ступенчатой коробкой. 1958 г.
Рис. Модификация ГАЗ 73 с кузовом «пикап». 1956 г.
Полноприводная модификация обычной легкой модели пришла на ум европейским и японским фирмам много позже. На идею Вассермана их реакция оказалась запоздалой. А в нашей стране планирующие организации и Минавтопром, возможно, оглядываясь на мировых лидеров, сочли нецелесообразным развивать выпуск ГАЗ 72 и «Москвич» 410Н. Производство первой модели свернули уже в середине 1958 года, а второй – в 1960 году. «Москвичей» 410, 410Н и 411 за четыре года удалось сделать 11890 штук, в том числе 1515 с кузовами «универсал». Правда, на том же МЗМА под руководством Игоря Александровича Гладилина были сконструированы полноприводные модели 415 (с кузовом «кабриолет») и 416 (с кузовом «универсал».
Полтора десятка опытных образцов конструкции, предвосхитившей «Ниву», успешно прошли испытания, но отсутствие производственной базы (не сворачивать же выпуск «Москвича» 407, который прекрасно шел на экспорт) поставило крест на судьбе этой машины. Американские, японские и даже европейские фирмы в конце 60-х годов стали проявлять интерес к наследникам ГАЗ 72 и «Москвича» 410Н. Сегодня едва ли кого удивит Subaru Forester или Suzuki X-90. А между прочим, двухместная полноприводная Х-90 для активного отдыха представляет собой запоздалую реакцию на конструкцию Вассермана. Поражает некоторая общность концепции и размеров: длина 3,7 м (чуть-чуть по больше), база – 2,2 м, дорожный просвет – 170 мм, 15-дюймовые колеса. Правда, этот автомобиль «Судзуки» начала выпускать не в 1957 году, а 38 лет спустя.
Текст: Лев Шугуров Фотографии: из архива автора