Так все эти страшилки касаются заливки ТАД-17 в гипоидные передачи.
Конечно, практика - критерий познания. Но теория-то тоже нужна, хотя бы просто для того чтобы знать, в какую сторону в этой самой практике следует двигаться.
Вот, посмотри сам (см. таблицу):
В 401-е Москвичи заливали ТСгип. Кинематическая вязкость у него - чумовая: 21-32 мм2/с - это почти в два раза больше, чем у ТАД-17 (17 мм2/с).
Но вместе с тем и противозадирные свойства (параметр "Критическая нагрузка сваривания") - тоже в два раза (!) лучше, чем у ТАД-17: 7750 H против 3750.
Предельная нагрузка, при которой масляная пленка разрушается в зоне контакта у них примерно одинаковая, у ТАД-17 чуть лучше (параметр "Критическая нагрузка заедания") - 1190 против 1250 у ТАД-17.
Отсюда полностью понятна логика перехода от ТСгип к ТАД-17: вязкость ТАД-17 меньше -> КПД трансмиссии выше -> расход бензина меньше. Нагрузку они держат одинаковую. Пониженные противозадирные свойства ТАД-17 компенсируются фосфатированием шестерен, обеспечивающим необходимую приработку.
Теперь сравниваем ТАД-17 и ТАП-15: ТАП по этим пунктам уступает не только ТАДу, но даже и ТСгипу:
Противозадирные свойства: 2800 против 3750 у ТАД
Предельная нагрузка: проигрыш особенно существенный - 800 против 1250 у ТАД-17.
А кроме того, от него в полтора раза выше износ деталей (параметр «Диаметр пятна износа»): 0,6 против 0,4 у ТАД-17.
А ТЭП-15 – так еще хуже, чем ТАП, потому что относится ко 2-му классу, а не к 3-му. У него противозадирных присадок нет _вообще_ и параметр этот даже никак не нормируется - везде прочерк стоит. Поэтому то, что от него гипоидному редуктору Волги ничего не сделалось - это просто повезло, редуктор видимо был хороший.
Ну и что же тогда в этом ТЭП-15 такого замечательного?
Шараханье это какое-то, на мой взгляд, вслепую, из одной крайности в другую. Из-за рассказов о том, что голые гипоидные шестерни без фосфатирования на ТАД-17 задирало - заливать в конический редуктор ТЭП-15, у которого противозадирных свойств нет вообще никаких?*?*?*? В чем смысл?
Я за ТАД-17 не агитирую, тем более что я совершенно не уверен в том, что сейчас его хоть кто-то выпускает в том же самом виде, что и раньше, даже если на канистре и написано «ТАД-17».
Но если в ТЭП-15 нет никаких преимуществ по сравнению с ТАД-17 - то зачем он тогда вообще нужен? Почему бы просто не залить в редуктор какое-нибудь обычное импортное минеральное масло с вязкостью 90 и уровнем качества GL-5, которое для Опелей и рекомендовали, ведь обычные Опели так по Европе и ездят? Вряд ли там все гоняются за ТЭП-15?
В общем, картина в целом выглядит таким вот образом, это я просто написал для того, чтобы помочь каждому сделать свой выбор.