Планетарная с виду, как обычная на советском велосипеде, только более толстая, в зависимости от количества передач и фирм/модели. Т.е. всё спрятано внутри. Закрыто от грязи. Правда в брод не рекомендуется реку преодолевать.
Т.е. для лентяев, чтобы не чистить и не смазывать постоянно все эти звёздочки. Да и проблем в пути из-за грязи не возникнет. Но! Очень сложная внутри, и кто туда полез сам, что чаще не может собрать всё обратно.
Но ресурс очень большой и, если что, полагаю, проще новую втулку купить, не смертельно. Переключение передач чаще либо кольцом не ручке, либо вращением всей ручки, как газ на мотоцикле. Хотя у меня был древний один из первых с трёшкой "Газель", там была коробочка с рычажком на руле. Подарил, его чтобы не связываться с реставрацией.
Из Шимановских - самая надёжная на сегодня 8-ка и тройка. Правда сейчас вышла ещё более продвинутая, кажется, на 11 скоростей, но отзывов пока не видел.
Вот хороший сайт. Контора реально продаёт и комплектует под твои задачи.
http://velobig.ru/Shimano378.shtml