«Simka SEVITAME» В 1930 году молодые офицеры, которые выступающие за механизацию армии, сталкиваются с бескомпромиссным консерватизмом: ничто не может заменить лошадь. Тем не менее, все отчеты в двадцатые годы говорили о явном: "Конь приговорен".
Естественно для нужд армии требовался простой и универсальный мотоцикл, обладающий высокой проходимостью и универсальностью конструкции. Разработкой оного в 1935 году занялся Научно-исследовательский автомобильный центр, занимавшегося изучением различных аспектов автомобильной науки и созданием опытных образцов колёсной техники. После, в 1939 году, заказ был размещён на заводе «Simca». Кстати происхождение модели SEVITAME происходит от названия института: Société d'Etude des Véhicules Issus de la Technique Automobile Moderne et Economique.
Конструкция оказалась в целом замечательная, хоть и немного странная. Всё, до малейших деталей, было продумано с точки зрения эксплуатации в жёстких условиях военной службы. Двигатель, разработан инженером по имени Marcel Violet. Вот конструкция его заслуживает особого внимания. Двухцилиндровый двухтактный двигатель объёмом 312 куб.см. Мощность не известна. Двигатель скомпонован в одном пространстве, но главная особенность в том, что цилиндры перевёрнуты кверху ногами. Вот для чего это сделано слабо представляю. Первая мысль, которая пришла в голову, а как же свечи? Если они установлены «вниз головой», то становятся сильно уязвимы при наезде на препятствие? Но плохо я подумал о французах. Посмотрите на фото. Они установлены перпендикулярно ходу поршня с правой стороны, внизу.
Охлаждение воздушно- масленое. Большую часть внутреннего пространства занимало масло, в количестве восьми литров, которое служило не только для смазки, но и для охлаждения. А если прибавить к этому солидное внешнее оребрение, то выходило простая по гениальности и своей эффективности система охлаждения. Смею напомнить, что мотоцикл проектировался изначально для военных. Электрооборудование устанавливалось шестивольтовое.
Привод на заднее колесо – кардан, которое в свою очередь жёстко крепилось к штампованной раме. Коробка передач трёхступенчатая. Информации о тормозах нет. Судя по фото, без изысков, барабанные. Масса в снаряжённом состоянии 85кг. Мотоцикл преодолевал брод глубиной до 40 см.
Дальше ещё интересней. В первоисточнике утверждается, что передняя подвеска заключена в рулевой колонке. Во всяком случае так в версии гугл – перевода. Я осмелюсь предположить, что в рулевой колонке передней вилки, располагались демпфирующий(-ие) элемент(-ы). Заднее крыло выполняло функцию топливного бака и вмещало в себя 20 литров топлива. Это обстоятельство обеспечивало запас хода в 500км. Рама штамповоная. При этом путём нехитрых манипуляций, гаечными ключами, мотоцикл разбирался на три части. Вот на счёт пригодности для десантирования я сомневаюсь, но для транспортировки весьма большой плюс.
В случае повреждения во время боя, можно было в полевых условиях перебрать мотоцикл за считанное время. Представьте ситуацию. Наезжает мотоцикл на мину и оторвало, к примеру, переднее колесо. Что делать? Правильно! Первым делом водителя в госпиталь, а потом снимаем переднюю часть с мотоцикла, у которого оторвало заднее колесо.
А вот теперь вопрос на засыпку. Что мы сделаем, если у нас оторвало оба колеса, но при этом двигатель «выжил» или нет подходящего донора (естественно для мота, водителя мы «отправили в госпиталь»). Правильно! Мы двигатель ставим на лодку!...
Я подозреваю, что половина из вас крутит пальцем у виска. Я не ошибся в отношении мотора и лодки. Французские инженеры изначально предусмотрели и вариант установки вместо заднего колеса гребного винта и , как говориться, «..по волнам, по морям..».
До оккупации Франции было выпущено всего около 100 единиц этого мотоцикла, из заказанных армией 40 тыс.шт. Естественно все они влились в ряды вермахта. До наших дней сохранилось два экземпляра. Один из работников завода «Симка» спрятал от оккупантов один экземпляр, который после войны был передан в музей.
Ещё раз оговорюсь, что в сети по этой модели крайне мало информации. Что узнал, увидел, додумал, тем и делюсь. Напоследок несколько фотографий.