Я являюсь поклонником чешкой техники. В своё время купил подшивку "МОТР РЕВЮ" 60-хх годов. Вот интересная статья.
«JAWA 125 V-Twin»В очередной раз конструкторы завода ЯВА меня удивили. Перелистывая журнал «Мотор Ревю» №5 за 1967год увидел этот экземпляр. Встречайте мотоцикл «Ява 125» для шоссейно-кольцевых гонок. На каком-то буржуйском сайте попалось другое название. По классификации НАТО это «JAWA 125 V-Twin».
Само собой, что в этом моте интересен только двигатель. Вот и начнём с него. Как было сказано это двухтактный золотниковый двухцилиндровый двигатель. Но самое интересное это расположение цилиндров. Я бы сказал, что V-Twin он условно, т.к. цилиндры практически параллельны, угол развала всего 18 градусов. А вот как это достигнуто! Что бы это понять смотрим схему двигателя и обратимся к первоисточнику, т.е. к статье в журнале.
Цилиндры установлены непривычно, друг над другом. Двигатель имеет два самостоятельных коленчатых вала. На каждом коленчатом валу с левой стороны на шлицах посажена шестерня первичной передачи, с правой стороны так же на шлицах пластичный золотник. Оба коленвала соединены с помощью большой шестерни, вращающейся на первичном валу. Шестерня установлена на игольчатом подшипнике, а за уплотнением на ней, на шлицах закреплен барабан сцепления.
Не меньше удивляет картер двигателя. Картер двигателя представляет собой одно целое с двумя самостоятельными крышками кривошипно-шатунных механизмов. Плоскость разъёма между крышками и картером проходит через перепускной канал. При таком способе деления после снятия крышки образуется отверстие для монтажа коленчатого вала с шатуном. Такая компоновка позволяет после снятия цилиндра приступить к удалению коленвала непосредственно из двигателя на раме, без необходимости демонтажа второго цилиндра и второго коленчатого вала.
Сцепление трёхдисковое, сухое. Диски изготовлены из метало керамического фрикционного материала. Коробка передач установлена вместе с механизмом переключению в крышке справа, что обеспечивает её демонтаж непосредственно на мотоцикле. Над коробкой чехи тоже намудрили «от души». КП- четырёхступенчатая с двухступенчатой дополнительной передачей, что обеспечило небольшие габариты и низкий вес( как я понимаю в коробке подобие демультипликатора, как на крупнотоннажных грузовиках «половинки»). Но при этом инженеры завода оставили всего семь передач, по причине «..правильного подбора передач».
Из описания ЦПГ можно выделить, что кованый поршень имел всего одно кольцо. А так ничего особенного. Система зажигания двух катушечная, батарейная.
Рама сварена из хроммолибденовых труб, двигатель крепиться в трёх точках. Траверсы передней вилки сварены вместе, а к верхней к тому же ещё приварен и руль. Колеса R18 с дюралевым ободом, тормоза барабанные.
В мотоцикле, для уменьшение веса, применялся стеклопластик. Так из него кроме обтекателя и крыльев изготовлен и бак. Подножки титановые. Судя по фото тормоз слева, переключение передач справа. Я так полагаю, что органы управления установлены «наоборот» из-за специфики расположения коробки передач. В результате всего этого вес мотоцикла уменьшился до 83кг, при мощности в 30 л.с.! Я думаю и сейчас это не дурно.
А теперь, согласно текста статьи, попытаюсь объяснить, зачем нужно было «городить огород».
Во время проведения гонок проверялись двухцилиндровые двухтактные двигателя объёмом 250 и 350куб.см с рядном расположением цилиндров. Инженеры завода Ява пришли к выводу, что недостатком золотниковых двухцилиндровых двигателей такой компоновки является значительная ширина двигателя в месте расположения карбюраторов. Ка следствие такие двигатели требовалось устанавливать высоко, чтобы широкая облицовка двигателя позволяла наклонять мотоцикл под требуемым углом. В следствии этого центр тяжести получился нежелательно высоко. При этом увеличивалось лобовое сопротивление при движение на больших скоростях. По этой причине, а также с целью достижения минимального веса, новая модель ЯВА 125 сконструирована с двухцилиндровым двигателем с V- образным расположением цилиндров над собой.
Я думаю, это чехам удалось. На последок фото с ТТХ.
Фото довольно скудны, во только что нашёл «гуглом».
П.С. Подготовлен по материалам «Чехословацкого МОТОР-РЕВЮ». Как всегда автор статьи указан не был, так что благодарность всему творческому коллективу журнала.