Хочу поделиться интересной информацией, котрую по случаю нашел в интернете. Началось все с поста уважаемого Пауля на авто-ру с фоткой пожарной кареты и маленьким фильмом на ю-тюбе :http://wwwboards.auto.ru/retro/409410.html
На работе было немного времени, и за несколько приемов я нашел немного информации в качестве ликбеза на эту тему. Постараюсь обобщить всю информацию и кратенько перессказать. Не претендую на истину, поскольку основываюсь на чужих материалах. Буду благодарен за поправки и дополнения.
Оказывается, основы пожарной службы заложил Петр Первый, определив обязательность создания специальных команд, сначала собиравшихся из заключенных, а потом по принципу государственной службы, и комплектовавшихся в зависимости от численности населения. Но интересующий нас вопрос о пожарных каретах сформировался позже, ближе к концу 18 века. Именно тогда в составе пожарных команд стали появляться специализированные транспортные средства для тушения пожаров. Состав и количество этих транспортных средств зависило от многих причин, но по назначению среди них четко выделялись ТРИ основных типа:
1. Линейный ход ("линейка") - повозка, предназначенная для перевозки пожарной команды и инвентаря для тушения (багры, топоры, лестницы и т.д.)
2. Трубный ход (насос) - повозка, с установленным на нем насосом для подачи воды. Причем, насосы могли быть разные по мощности (соответственно, для ручных насосов требовалось от 2 до 8 пожарных, чтобы качать коромысло, плюс 1-2 человека для работы со стволом, плюс еще десяток для подноса воды ведрами, которую заливали в приемный ящик). Помимо ручных насосов были и паровые.
Ручной пожарный насос Metz 1871 года выпускаПаровой пожарный насос3. Бочечный ход. - это повозка, предназначенная для подвоза воды. Любопытно, что существовал "зимний" (однодонный) и "летний" (двудонный) бочечный ход. Разница в том, что в летнем варианте бочка размещалась горизонтально, то есть имела два донца (отсюда "двудонный"), а горловина располагалась сверху. В Зимнем варианте бочка размещалась стоя - то есть имела только одно донце, снизу. Вместо верхнего донца на воду бросали деревянный кружок. Таким образом, вода во время езды плескалась и не замерзала, а кружок не давал ей сильно расплескиваться наружу.
Двудонный бочечный ходТаким образом, в зависимости от населенности и обеспеченности населенного пункта в состав пожарного выезда входили: Один всадник, мчавшийся впереди, с горящим факелом (ночью) или трубой (днем), трубный ход (если он был), одна или несколько линеек, и несколько бочечных ходов (в зависимости от наличия и исходя из необходимости). Ну, ради справедливости упомяну, что в Москве и других крупных городах было по нескольку пожарных частей. Каждая часть имела лошадей только одной масти, что позволяло определять, какая часть едет. Стоит ли говорить, что если и сейчас все оборачиваются с замиранием на проезжающие пожарные машины, то в те годы такой трубящий, грохочущий колесами по мостовой, и летящий во весь опор ВЫЕЗД (не смог подобрать другого слова) вызывал оторопь у прохожих и рябил в глазах мелькающими мордами лошадей, бешенно вращающимися колесами и отливающими на солнце касками...
Необходимость быстрой езды груженой повозки даже по плохим дорогам заставляла сначала вносить в конструкцию повозок усиливающие элементы, а под час и создавать специальные, более прочные повозки для пожарных. Сначала такие повозки выделялись гораздо более толстыми деревянными элементами, что сильно утяжеляло повозку и требовало бОльшего количества лошадей в упряжке. Примерно с конца 19 века дерево стал вытеснять металл. При равной прочности, такие повозки были легче, а следовательно, быстрее.
Пример металлической повозки для насоса-
На том на сегодня закончу. Завтра загружу фотки, иллюстрирующие написанное.