Цифровые примеры:
В НИИАТ испытали 40 продольных балок от рам автомобиля ЗИЛ-164: новые, бывшие в эксплуатации, отремонтированные. Испытания проводились на специальном стенде, изгибающем балки с определенным усилием и частотой.
Результаты отражены в виде гистограммы, номер каждого столбика - это номер балки, число в столбике - количество циклов (в тысячах единиц) которое она выдержала до разрушения:
Балки с № 1 по № 5 - новые, без упрочнений.
№ 1 - 4 - быстрое разрушение этих балок вызвано большими заусенцами на кромках отверстий, очевидно, из-за значительного износа пуансонов и матриц, пробивающих эти отверстия. Балка № 5 - новая, без дефектов.
Балки с № 6 по 8 - новые, с упрочненными отверстиями.
№ 6 - заусенцы обжаты обжимкой неудачной конструкции с радиусным переходом, одно отверстие осталось необжато из-за своего увеличенного диаметра, разрушение произошло по нему.
№ 7, 8 - у № 7 отверстия обжаты конусной обжимкой, у балки № 8 - упрочнены раздачей конусной прошивкой. Разрушение обеих балок произошло по неупрочненному отверстию для топливопровода.
Балки с № 9 по 16 - бывшие в эксплуатации
Балки с № 17 по 21 - бывшие в эксплуатации, упрочненные наклепом
Балки с № 22 по 32 - отремонтированные сваркой (неудачно):
№ 22 и 25 заварены электродами МР-3. Трещины прошли прямо по поверхности шва. Использование этих электродов недопустимо.
№ 23 была отремонтирована в автохозяйстве газовой сваркой, сварена из двух кусков с косым разрезом. Трещина возникла на металле шва и прошла от нижней полки наверх вдоль шва. Использование газовой сварки недопустимо, косые разрезы неэффективны.
№ 24 - пористый шов на сгибе профиля (сварщик не смог наложить шов на сгибе профиля, не удлиняя дугу, электроды УОНИ при удлинении дуги склонны к образованию пор)
№ 26 - непровар на сгибе профиля (концы швов не сошлись).
№ 27 и 30 - трещина, проходящая через отверстие, заварена без заварки отверстия. После ремонта продолжила свой рост с другой стороны отверстия.
№ 29 - шов не доведен до кромки нижней полки на 5 мм.
№ 28 - трещина по отверстию на нижней полке заварена на авторемонтном заводе до сгиба профиля, после чего к полке продольными швами была приварена усиливающая накладка. Трещина зародилась на сгибе профиля, как продолжение старой трещины и распространилась как по металлу шва, так и по накладке. Трещины следует прорезать значительно дальше ее видимого конца и не завершать шов на сгибе профиля рамы! Усиливающая накладка не дает никакого эффекта, если сварка выполнена некачественно. Если сварка выполнена качественно - накладка не нужна.
№ 31 - трещина на сгибе профиля в зоне термического влияния шва.
№ 32 - сварена из двух кусков с наложением усиливающей ромбовидной накладки. Разрушение началось на сгибе профиля, так как при сварке там была допущена раковина. Дальше трещина распространилась по обе стороны от сгиба как по материалу балки, так и по накладке.
Балки с № 33 по 40 - отремонтированные сваркой с упрочнением наклепом
№ 33 - шов имел чрезмерно высокое и крутое усиление (большая толщина шва), около которого, несмотря на упрочнение, образовалась трещина. Усиление шва не должно превышать 2 мм. Если на переходе от полки к вертикальной стенке превышает - опилить.
№ 34 - чересчур усердно наклепали зону термического влияния, в результате чего там образовалась канавка, вызвавшая значительные местные напряжения.
Балки 20, 21, 39 и 40 не были доведены до разрушения.