Продублирую у нас текст. Вдруг ссылка перестанет работать?
============
Туринские тезисы
Вашему вниманию предлагаются тезисы, выдвинутые на Генеральной Ассамблее 2009 года FIVA в Турине и одобренные Генеральной Ассамблеей 2010 года.
Введение
Владельцы исторических транспортных средств и кураторы соответствующих коллекций успешно сформировали общий взгляд на сохранение и продолжение функционирования исторических транспортных средств.
Эти тезисы были направлены в FIVA для того, чтобы, после соответствующего одобрения, играть роль путеводителя при выработке решений, затрагивающих исторические транспортные средства. Признано, что это - наилучший способ сохранить историческую сущность неизменной и дать возможность будущим поколениям наслаждаться этими сокровищами культуры и техники.
Цель
Туринские Тезисы объединили в себе основные принципы использования, сохранения, консервации, реставрации, ремонта и обслуживания существующих исторических транспортных средств.
Их основная цель - объединение усилий в сохранении нашего технического и культурного наследия.
Определения
Тезисы определяют исторические транспортные средства как автомобили, мотоциклы, коммерческий транспорт, автобусы, велосипеды или другие механические наземные нерельсовые транспортные средства, приводимые в движение паром, электричеством, жидким топливом или мускульной силой.
Внимание Тезисов также распространяется на здания и элементы инфраструктуры, имеющие прямое взаимодействие с историческими транспортными средствами в период их активного использования, как то фабрики, заправочные станции и специальные дороги или гоночные треки. Мы также заинтересованы в сохранении специфических знаний и навыков, связанных с производством и эксплуатацией исторических транспортных средств.
Сохранение подразумевает тщательный уход, минимизирующий процессы старения и сохраняющий историческое транспортное средство в первоначальном и индивидуальном состоянии.
Консервация - это процесс направленный на сохранение определённого технического состояния исторического транспортного средства. Подразумевается возможность вмешательства, направленного на сохранение и стабилизацию транспортного средства или объекта, его частей и материалов, являющихся исторической субстанцией, не нарушающую историческую или материальную ценность предмета. Консервация направлена на прекращение или существенное замедление естественных процессов старения. Как правило, принятые меры не являются явно различимыми.
Реставрация подразумевает процесс замены утраченных частей или компонентов с целью возвращения транспортного средства или объекта в состояние, соответствующее более раннему историческому периоду его существования и/или упрочнение его структуры по сравнению с моментом, предшествовавшему реставрации. В целом реставрация может быть более глубоким воздействием на предмет, чем консервация. Реставрация должна сохранять как можно больше из сохранившихся аутентичных частей и фрагментов. Реставрированные участки должны гармонично соседствовать с нетронутыми, но оставаться различимыми при более тщательной инспекции.
Ремонт означает приспособление, восстановление или замену существующих или утраченных компонентов. Основная цель ремонта представляет собой сохранение функционирования при соблюдении первоначальных требований механической целостности. При ремонте не принимаются во внимание историческое состояние используемых запасных частей или компонентов, так как основная его цель - восстановление функционирования объекта.
Тезисы
Параграф 1
Целью Тезисов является сохранение истории транспортных средств и всех сопутствующих материальных и нематериальных свидетельств. Мы предлагаем использовать все и любые доступные научные и технические знания, а также организации и существующие возможности в этой сфере для сохранения как самих транспортных средств, так и их функционирования в естественной среде, включая дороги общего пользования.
Параграф 2
Сохранение и реставрация, как и все связанные с ними процессы, направлены на сохранение исторических транспортных средств как важных культурных и технических артефактов, и этапов в истории развития транспорта. В рамках предпринимаемых усилий необходимые традиционные навыки и умения должны быть переданы будущим поколениям.
Параграф 3
Для сохранения функционирования исторических транспортных средств важным фактором является регулярное и полноценное техническое обслуживание как самих транспорных средств, так и их компонентов и всего окружения. Активное их использование, в том числе и на дорогах общего пользования, исключительно важно для сохранения традиционных навыков и умений, должных быть переданными будущим поколениям, включая общее понимание исторических транспортных средств и связанных с ними процессов.
Параграф 4
Значительный общественный интерес и обоюдная заинтересованность в публичной презентации исторических транспортных средств на дорогах общего пользования идут на пользу их сохранению. Соответственно подобное использование важно и востребовано обществом. Однако, будучи эксплуатируемыми на дорогах общего пользования в условиях современного транспортного окружения исторические транспортные средства могут быть подвержены минимально возможным модификациям. Эти модификации не должны затрагивать историческую сущность, не воздействовать на внешнее восприятие и быть полностью устранимыми.
Параграф 5
Исторические транспортные средства хранят свидетельства не только своей роли в истории, как транспортного средства, но и сохраняя свои исторические корни, будучи произведениями искусства своего периода, оказали заметное воздействие на развитие общества в целом.
Параграф 6
Любая реставрация является узко- и глубоко- специализированным процессом, направленным на сохранение и демонстрацию эстетической, функциональной и исторической ценности транспортного средства. Она должна быть сконцентрирована на понимании и сохранении оригинального дизайна и персональной истории каждого индивидуального исторического транспортного средства. Реставрация должна основываться на уважении индивидуальной истории и всего произошедшего до нас, основываясь в том числе и на информации из аутентичных источников.
Параграф 7
При реставрации исторического транспортного средства безусловное предпочтение должно быть отдано исторически корректным материалам и технологиям. Исключением может быть только их полная утрата в силу новых требований безопасности или особенностей действующего на момент реставрации законодательства.
Иногда традиционные материалы могут быть неадекватны при консервации исторических транспортных средств. В этом случае, как и при исключительных условиях проведения реставрационных работ, могут использоваться современные материалы и технологии, тщательно прверенные и адекватные поставленным задачам.
Параграф 8
При реставрации исторического транспортного средства или объекта его окружения нет необходимости возвращаться к году его производства. Многие транспорные средства были модифицированы в период своего интенсивного использования и приобрели в результате этого большую историческую ценность. Реставрация должна принимать этот фактор во внимание.
Реставрация, направленная на возвращение транспортного средства в определённый исторический период его существования должна основываться на исключительно тщательном исследовании сохранившихся исторических свидетельств, материалах и артефактах выбранного периода.
Заменённые компоненты и материалы должны быть тщательно промаркированы с целью их и модификаций дальнейшей идентификации.
Хорошо зарекомендовала система маркировки, используемая при реставрации исторического рельсового транспорта:
NB = “newly built” - вновь изготовлено (с наивысшей возможной точностью воспроизводства, основываясь на оригинальной документации)
FR = “free reconstruction” - свободная реконструкция (реконструкция, не основывающаяся на исторических документах или образцах. Создано исключительно для замещения функций используемого ранее компонента или части)
CS = “conservation stabilization” (использованный для консервации, в частности для структурного усиления элемент, никогда не существовавший в исторический период)
Параграф 9
Современное оборудование, предназначенное для обеспечения требуемых законодательством мер обеспечения безопасности, должно быть гармонично интегрировано. Эти изменения должны быть легко различимы при проведении инспекции. Так же они должны быть отмаркированы и, по возможности легко устранимы.
Параграф 10
Любые внесенные после исторического периода изменения, независимо от побудительных причин, должны гармонично вписываться и не нарушать структурной целостности и исторического облика транспортного средства. В идеале эти изменения также должны быть легко устранимы и любые удалённые оригинальные части должны аккуратно храниться вместе с транспортным средством, сохраняя возможность в дальнейшем восстановить его оригинальное состояние.
Параграф 11
Каждый этап консервации или реставрации должен быть тщательно задокументирован. Эти материалы, включая как описание и последовательность реализации проекта, так и фотографические материалы, должны храниться на протяжении всего времени существования транспортного средства. FIVA оказывает помощь в обеспечении безопасного хранения этих материалов как в национальных, так и в международной базах данных.
Параграф 12
Все организации и объединения, вовлечённые в сохранение, консервацию и реставрацию исторических транспортных средств, должны предпринимать адекватные меры для сохранения своих записей и архивов.
Параграф 13
Международные и национальные правительственные структуры должны признавать и оказывать содействие некоммерческим организациям и объединениям, вовлечённым в процесс сохранения исторических транспортных средств и рассматривать их деятельность как благотворительную.
Параграф 14
Организации и объединения, упомянутые в настоящих Тезисах, вовлечённые в процесс сохранения и передачи знаний, касающихся сохранения и функционирования исторических транспортных средств, должны рассматриваться как сохраняющие культурное наследие и претендовать на соответствующие льготы и финансирование.
Параграф 15
Коллекции, включая архивы и прочие предметы, касающиеся исторических транспортных средств, доступные для частных исследователей, должны быть признаны объектами культурного наследия и находиться под защитой соответствующих национальных и международных соглашений.