Я не смогу ответить, так как мой ксерокс, если помнишь, с твоего оригинала. Ждем ответа от ИгМиха. Мне тоже любопытно.
Вот нашел про эти издания...
Одна из самых популярных и полных автомобильных книг у нас в стране в начале XX в. — учебник под названием «Курс автомобилизма». Его автор Николай Григорьевич Кузнецов — далеко не последняя величина в «табели о рангах» отечественных любителей руля. «Курс...» появился далеко не случайно, ведь, несмотря на быстрое распространение «самодвигателей», литературы по их устройству было относительно немного, а выходила она небольшими тиражами.
Учитывая это, Н. Г. Кузнецов подготовил и издал свой учебник, где изложил не только основные свойства и особенности устройства и ремонта двигателей внутреннего сгорания и автомобилей как таковых, но и некоторые теоретические аспекты проблемы. В подготовке первого издания, увидевшего свет в сентябре 1909 г., автору помогали его коллега — инженер П. Ф. Никитин — и известный спортсмен, журналист, один из старейших автомобилистов России В. А. Михайлов.
При написании использовались работы более чем десятка самых известных зарубежных специалистов, отечественные и иностранные периодические издания. Наконец ее отпечатали в типографии Акционерного общества типографского дела «Герольд», что в Санкт-Петербурге, в доме № 26 по 7-й роте. Весь тираж — 3000 экземпляров — разошелся в девять месяцев, а заказы продолжали поступать. Еще бы — в учебнике подробно описывались конструкции именно тех машин, которые работали в России. «Курс автомобилизма» стал настольной книгой как автолюбителей, так и шоферов-профессионалов. Требовалось второе издание, и оно состоялось в августе 1911 г. Эта версия сильно отличалась от первой, в том числе объемом (395 страниц против 207) и «практической направленностью, чтобы всякий, даже не имеющий предварительной подготовки, мог бы легко усвоить себе сущность устройства автомобиля и умение обращаться с ним». Тираж на этот раз был еще более высоким — 4000 экземпляров — и также разошелся.
В сентябре 1911 г. Кузнецов преподнес свою книгу императору Николаю II, и тот соизволил принять ее. И не только принял, но и прочитал и оценил: в апреле следующего года Николая Григорьевича удостоили «высочайшего подарка», присланного из дворцовой канцелярии. А незадолго перед этим учебник получил премию Военного министерства как «самое толковое пособие по автомобилизму». И действительно: автор коротко излагал историю появления самодвигателей, принципы устройства паровых, электрических и бензиновых экипажей — легковых, грузовых и специальных. Описывались карбюраторы и магнето, принципы работы двух- и четырехтактных моторов, осветительные приборы и многое другое. Приводился даже перечень наиболее частых неисправностей и способов их устранения. Естественно, качество пособия от этого только выросло. Книга разошлась по стране: Москва, Киев, Одесса, Харьков — вот далеко не полный список городов, где она с успехом продавалась.
И не стоит удивляться, что в марте 1913 г. появилось следующее, третье издание, в ноябре — четвертое, а к лету 1914 г. готовилось пятое, но начавшаяся война отсрочила его выход. С момента объявления войны в стране стали формироваться автомобильные роты и специальные отряды, оснащавшиеся самоходами. Кадров не хватало, нужно было срочно наладить их подготовку, поэтому в 1916 г. организовали еще одно переиздание «Курса автомобилизма». Общий тираж пособия составил около 20 000 экземпляров. Ни одна автомобильная книга в России не была еще такой массовой. И это не считая выдержек, публиковавшихся в справочниках разного рода, как, например, в «Справочнике автомобилиста» Одесского автомобильного общества или в многочисленных инструкциях по уходу за автомобилями.
Даже после Октябрьской революции, на протяжении всех 20-х гг. пособия Кузнецова продолжали служить начинающим водителям и автослесарям. Сам же автор после 1917 г. некоторое время жил в Лондоне, издавая там журнал «Механический транспорт», и в меру сил старался быть полезным своей родине — России, но в конце концов попал в немилость к новой власти, и его имя многие годы старательно затушевывалось.
Об инженере Н. Г. Кузнецове «Ежегодник автомобилизма и воздухоплавания за 1911 год» сообщал следующее: «Кузнецов Николай Григорьевич. Родился в 1875 г. Окончил курс в Императорском Московском инженерном училище. С 1900 г. занимался изучением двигателей внутреннего сгорания и в течение этого времени неоднократно выступал с докладами, посвященными этому вопросу в различных технических обществах...». Оттуда же можно узнать, что Николай Григорьевич являлся не только теоретиком автомобилизма, но и практиком, который имел машину, своими руками ее ремонтировал, обслуживал и всегда ездил без шофера (что было редкостью среди богатых автомобилистов — они езду считали спортом и рядом с ними всегда находился шофер-профессионал для подстраховки и ремонта машины). Будучи одним из учредителей санкт-петербургского «Автомобиль-клуба», он с 1905 г. состоял в нем председателем технической комиссии и командором. Это означает, что в поездках и на соревнованиях Кузнецов отвечал за техническое состояние автомобилей.
Даже на работе Николай Григорьевич не расставался с автомобильным делом, заведуя этим направлением в Министерстве путей сообщения. В 1908 г. он от Министерства курировал экспертную комиссию Московской автомобильной выставки, а в следующем — принимал участие в подготовке Третьей автомобильной в Санкт-Петербурге (она прошла в 1910 г.). На ней Кузнецов был экспертом по грузовикам. Неоднократно ездил за границу, изучал автодело во Франции, Германии и Англии.
А кроме всего, будучи азартным гонщиком, он выступал в соревнованиях и брал призы. Литературная деятельность Кузнецова не ограничивалась выпуском учебника. Он входил в число редакторов-издателей журнала «Двигатель», написал интересную книгу «Какой мне купить автомобиль?», где рассказывалось о том, как выбрать подержанную машину, на что в первую очередь смотреть, чтобы не попасть впросак, какая марка более подходит к русским условиям и т. д. Он же подготовил и выпустил специальный альманах-справочник (1915 г.), где собрал самые необходимые сведения для людей, пользующихся автомобилем: «Постановления о езде...» в разных городах, сведения о русских и иностранных клубах, технические данные, таблицы и т. д. Книга неоднократно переиздавалась.
Таким был автор первого русского учебника по автомобильному делу инженер Николай Григорьевич Кузнецов